Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 963508-7 "О стратегических (системообразующих) организациях российской экономики и их дочерних организациях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на утверждение критериев отнесения организации и (или) её дочерних организаций к стратегическим (системообразующим) организациям российской экономики, порядка утверждения организации и (или) её дочерней организации в качестве стратегической (системообразующей) организации российской экономики, а также специальных требований, предъявляемые к таким организациям.
Проект настоящего федерального закона разработан на основании подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста от 14 мая 2014 г. N Пр-1159 и направлен, в том числе, на перевод стратегических (системообразующих) предприятий и их дочерних организаций в юрисдикцию Российской Федерации.
По предварительным данным, исходя из правоприменительной практики, основанной на методических рекомендациях по включению в перечень системообразующих организаций, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации, системообразующие организации, относящиеся к таковым на основании критериев указанной методики в настоящий момент, формируют более 70 процентов прибыли совокупного национального дохода. Численность занятых граждан на указанных организациях при этом составляет более 20 процентов от общего количества занятых в экономике.
Представляется, что указанные обстоятельства ясно свидетельствуют о том, что столь важные для Российской Федерации организации не должны находиться в юрисдикции иностранного государства, что является ключевым положением настоящего проекта федерального закона. В противном случае, это может подрывать национальную безопасность нашей страны.
Кроме того, в целях поддержки таких организаций в период стагнации экономики на определенных условиях некоторым из них оказывалась государственная гарантийная поддержка, направленная на развитие предприятий и реструктуризацию ранее привлеченных кредитов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. N 825 "О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках".
Таким образом, указанные организации и их дочерние компании должны находиться в юрисдикции Российской Федерации. При этом нахождение в юрисдикции Российской Федерации стратегических (системообразующих) организаций российской экономики и (или) их дочерних организаций не распространяется на осуществление деятельности, осуществляемой юридическим лицом-резидентом Российской Федерации на территории, не относящейся к юрисдикции Российской Федерации.
В целях определения перечня стратегических (системообразующих) организаций российской экономики и их дочерних организаций, которые в обязательном порядке должны находиться в юрисдикции Российской Федерации, законопроектом утверждаются критерии отнесения организации к стратегической (системообразующей) организации российской экономики, равно как и его дочерней организации, которые в обязательном порядке должны находиться в юрисдикции Российской Федерации. Такими критериями, в частности, являются следующие:
1. Выручка по итогам года - не менее 10 млрд. рублей (в сельском хозяйстве - не менее 4 млрд. рублей),
2. Размер уплаченных налогов за последние 3 года в консолидированный бюджет Российской Федерации - не менее 5 млрд. рублей (в сельском хозяйстве - не менее 2 млрд. рублей),
3. Численность персонала - не менее 4 тыс. человек (в сельском хозяйстве - не менее 1,5 тыс. человек).
4. Дочерняя организация стратегической (системообразующей) организации российской экономики должна удовлетворять одновременно всем следующим критериям:
4.1. Нахождение указанной организации под прямым или косвенным (через подконтрольных лиц) контролем Российской Федерации.
При этом для целей настоящего Федерального закона понятия контролирующего и подконтрольного лица определяются в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг";
4.2. Участие в выполнении государственного оборонного заказа (более 50 процентов в объеме выручки за последние 3 года);
4.3. Предоставление указанной организации государственной поддержки.
Настоящий проект федерального закона в случае его принятия будет являться важнейшим шагом по "деоффшоризации" экономики России, по переводу в национальную юрисдикцию наиболее значимых организаций нашей страны, от которых во многом зависит национальная безопасность Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О стратегических (системообразующих) организациях российской экономики и их дочерних организациях"
Принятие настоящего проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О стратегических (системообразующих) организациях российской экономики и их дочерних организациях"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.