Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 931441-7 "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка" (далее - законопроект) предусматривает повышение уровня социального обеспечения граждан, а также сохранения их здоровья в условиях, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Законопроектом устанавливаются особенности определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, исчисленных в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. включительно. Предусматривается, что в случае, если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с положениями указанного Федерального закона, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, исчисляемом исходя из минимального размера оплаты труда.
Законопроектом также предусматривается учет районных коэффициентов, применяемых к заработной плате, при исчислении пособий по временной нетрудоспособности исходя из минимального размера оплаты труда.
Кроме этого, законопроектом предлагается приостановить до 1 октября 2020 г. действие предложения второго части 3 статьи 2 и статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", предусматривающих обязанность получателей ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка подавать заявление о назначении указанных выплат на новый срок, а также извещать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о смене места жительства (пребывания), фактического проживания, а также обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты.
В указанный период в целях сохранения здоровья граждан и недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Российской Федерации, посещение указанных органов гражданами в целях получения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка будет прекращено, а их назначение будет осуществлять без подачи гражданами заявлений.
Законопроект не затрагивает отношений, связанных с реализацией Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка"
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 384-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Федеральный закон N 384-Ф3) на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - пособие) в 2020 году предусмотрены финансовые средства в размере 298,7 млрд. рублей на оплату 305,95 млн. дней с учетом среднего дневного размера пособия 976,18 рублей.
Принятие и реализация проекта федерального закона "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка" (далее - законопроект) потребует уточнения расчета размера пособия для застрахованных лиц, у которых расчет осуществляется:
из среднего заработка, равного минимальному размеру оплаты труда (далее - МРОТ), с учетом стажа застрахованного лица;
с учетом стажа, фактический средний дневной размер пособия меньше среднего дневного размера пособия, рассчитанного из МРОТ.
В соответствии с данными Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) за 2019 год по 50 субъектам Российской Федерации, участвующим в реализации пилотного проекта "прямые выплаты", расходы на выплату пособия за счет средств Фонда составили 87,9 млрд. рублей (на выплату 125,1 млн. дней по 9,1 млн. случаев при среднедневном размере пособия 702,88 рубля.).
При этом пособия, рассчитанные из МРОТ были произведены по 2,6 млн. случае временной нетрудоспособности (оплачено 34,2 млн. дней), в том числе 0,9 млн. случаев (оплачено 10,1 млн. дней) в отношении застрахованных лиц, у которых страховой стаж менее 5 лет, и 0,3 млн. случаев (оплачено 3,6 млн. дней) в отношении застрахованных лиц, у которых страховой стаж от 5 до 8 лет.
Принятие предложенных законопроектом изменений увеличит среднедневной размер пособия для застрахованных лиц, у которых страховой стаж менее 5 лет, на 148,42 рублей, для лиц, у которых страховой стаж от 5 до 8 лет, на 74,21 рубля.
Таким образом, расходы на выплату пособия по субъектам Российской Федерации, участвующим в реализации пилотного проекта "прямые выплаты", за 2019 год составили бы 89,67 млрд. рублей, а среднедневной размер пособия составил бы 716,95 рублей с увеличением в 1,02 раза по сравнению с фактическим за 2019 год.
Учитывая изложенное, в случае расчета пособия из МРОТ без учета стажа застрахованного лица средний дневной размер пособия прогнозируется на уровне 995,7 рублей и увеличится на 19,52 рубля по сравнению с размером пособия, который был учтен к Федеральному закону N 384-ФЗ.
Таким образом, дополнительные расходы бюджета Фонда на 2020 год для застрахованных лиц у которых расчет пособия будет осуществляется из среднего заработка, равного МРОТ, без учета стажа застрахованного лица, составят 6 млрд. рублей.
Кроме того, законопроектом предусмотрено, что для тех застрахованных лиц, у которых при расчете пособия, с учетом стажа, фактический средний дневной размер пособия меньше среднего дневного размера пособия, рассчитанного из МРОТ, размер пособия будет установлен на уровне среднего дневного пособия, рассчитанного из МРОТ.
Для указанных застрахованных лиц дополнительный объем расходов на выплату пособий прогнозируется в объеме 0,9 млрд. рублей.
Таким образом, на реализацию законопроекта потребуется 6,9 млрд. рублей, что составляет 2,3% от утвержденных бюджетных ассигнований на исполнение указанного публичного нормативного обязательства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка"
Принятие Федерального закона "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка"
Принятие Федерального закона "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.