Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 933960-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. N СА-П12-8799 (пункт 1) в части установления возможности выполнения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств.
Законопроектом устанавливается возможность выполнения комплексных кадастровых работ за счет лиц, заинтересованных в их выполнении.
Основным отличием комплексных кадастровых работ от кадастровых работ является выполнение таких работ одновременно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных в границах определенной территории (далее - территория выполнения комплексных кадастровых работ), независимо от форм собственности на такие объекты. Такой подход имеет целый ряд преимуществ:
комплексные кадастровые работы в расчете на один объект недвижимости дешевле, чем кадастровые работы;
при выполнении комплексных кадастровых работ снижается вероятность возникновения реестровых ошибок, учитывая, что одновременно уточняется местоположение границ группы земельных участков, расположенных на территории выполнения комплексных кадастровых работ;
при выполнении комплексных кадастровых работ появляется возможность одновременно устранить все реестровые ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о местоположении границ земельных участков, расположенных на территории выполнения комплексных кадастровых работ;
при выполнении комплексных кадастровых работ одновременно с уточнением границ земельных участков определяется местоположение на земельных участках зданий, сооружений, в связи с чем появляется возможность осуществить "привязку" таких объектов недвижимости к земельным участкам, на которых они расположены.
В настоящее время комплексные кадастровые работы могут выполняться только за счет средств местного бюджета либо при софинансировании из бюджета субъекта Российской Федерации или Российской Федерации на основании заключаемого на конкурсной основе муниципального или государственного контракта. В связи с этим такие работы могут выполняться только при наличии у данных органов финансовой возможности. При этом наличие в ЕГРН уточненных сведений о местоположении границ земельных участков обеспечивает гарантии прав правообладателей земельных участков от несанкционированного занятия таких земельных участков или их частей и снижает вероятность возникновения земельных споров.
В целях установления возможности выполнения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) изменения:
расширяющие круг лиц, которые могут выступать заказчиками комплексных кадастровых работ (правообладатели объектов недвижимости, за счет средств которых осуществляется выполнение таких работ в отношении принадлежащих им объектов недвижимости; лицо, выступающее от имени заказчиков (заказчика), действующее в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенных доверенностях, указании федерального закона; выступающий от имени заказчиков (заказчика) представитель участников гражданско-правового сообщества, являющихся правообладателями объектов недвижимости, составляющих единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность таких смежных элементов, расположенных на территории одного муниципального образования, уполномоченный решением общего собрания таких участников, в том числе представитель правообладателей садовых, огородных земельных участков и (или) находящихся на таких участках объектов недвижимости, представитель правообладателей гаражей и (или) земельных участков, на которых они расположены);
дополняющие источник финансирования комплексных работ - средства заинтересованных в выполнении таких работ лиц;
уточняющие перечень полномочий и обязанностей соответствующих органов власти при выполнении комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств;
устанавливающие особенности выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств заинтересованных в выполнении таких работ лиц.
Изменения, предусмотренные законопроектом, приведут к расширению возможности выполнения комплексных кадастровых работ, увеличению количества объектов недвижимости, вовлеченных в выполнение таких работ, и, соответственно, к повышению качества сведений ЕГРН, обеспечивающих гарантии прав правообладателей объектов недвижимости, к устранению ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков, снижению количества земельных споров и социальной напряженности в связи с проблемами, возникающими при уточнении местоположения границ земельных участков при выполнении кадастровых работ в обычном порядке, и увеличению налогооблагаемой базы земельного налога.
Кроме того, данный подход позволит обеспечить экономию денежных средств правообладателей недвижимости в связи с массовым характером проведения таких работ применительно к единой территории, например, к территории садоводческого или огороднического товарищества.
Законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части приведения его положений в соответствие с положениями Закона N 218-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В связи с необходимостью подготовки и принятия подзаконных актов в целях реализации положений законопроекта, а также проведения мероприятий по организационно-техническому внедрению предлагаемых законопроектом решений предусмотрен отлагательный срок его вступления в силу (девяноста дней после дня его официального опубликования).
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях (далее - обязательные требования), или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект разработан вне рамок реализации государственных программ Российской Федерации, и его принятие не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. N СА-П13-8799 (пункт 1, абзац пятый).
Предлагаемые законопроектом изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" направлены на установление возможности выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств лиц, заинтересованных в выполнении таких работ.
Учитывая изложенное, реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует признания утратившим силу:
приказа Минэкономразвития России "О признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 734 "Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке".
Основание: постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. N 131.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение девяноста дней со дня официального опубликования.
Одновременно потребуется принятие следующего нормативно-правового акта:
приказ Росреестра "Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке".
Основание: часть 4 статьи 42.2, часть 3 статьи 42.3, части 1, 1.1, 3, 4.1 статьи 42.6, часть 1 статьи 42.11 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции законопроекта).
Головной исполнитель - Росреестр.
Срок подготовки - в течение девяноста дней со дня официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.