Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 933977-7 "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - законопроект) подготовлен в целях обеспечения единой правоприменительной практики при установлении повышений пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой членам семьи погибших (умерших) лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I).
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительные адресные меры социальной поддержки устанавливаются Героям, военнослужащим, ветеранам, инвалидам и другим льготным категориям граждан с учетом их заслуг перед Отечеством, продолжительности военной службы, имеющейся инвалидности и иных объективных обстоятельств.
Аналогичный подход по установлению дополнительных адресных выплат для лиц, получающих пенсию за выслугу лет (по инвалидности, по случаю потери кормильца), из числа граждан, имеющих особые заслуги перед Отечеством либо пострадавших при его защите, предусмотрен Законом N 4468-I.
Согласно статье 45 Закона N 4468-I независимо от вида получаемой пенсии (пенсии за выслугу лет, по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца) тринадцати льготным категориям граждан (Герои, участники Великой Отечественной войны и боевых действий, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, лица, родившиеся до 31 декабря 1931 г. включительно, и другие) к назначенной пенсии установлены соответствующие повышения.
Статьей 46 Закона N 4468-1 определено, что предусмотренное статьей 45 Закона N 4468-I повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии. В этой связи повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается не каждому члену семьи, получающему пенсию по случаю потери кормильца, а только тем членам семьи, которые сами относятся к указанной в статье 45 Закона N 4468-1 льготной категории. Право на повышения размеров пенсий пенсионерам и членам семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца, определяется на основании имеющихся у них документов, подтверждающих статус получателя.
Однако судебными органами, в том числе Верховным Судом Российской Федерации, в настоящее время вынесено более 6000 решений об установлении членам семей погибших (умерших) Героев, участников Великой Отечественной войны и боевых действий к пенсии по случаю потери кормильца повышений, предусмотренных статьей 45 Закона N 4468-I, в зависимости от заслуг кормильца, а не от заслуг самих членов семей.
Таким образом, если при жизни кормилец получал к пенсии по выслуге лет или по инвалидности только одно повышение, то после его смерти такое повышение по судебным решениям устанавливается сразу нескольким членам семей, имеющим право на пенсию по случаю потери кормильца, независимо от их личного статуса (нетрудоспособным супругу, детям и родителям).
При этом, несмотря на то, что статьей 45 Закона N 4468-I определено тринадцать льготных категорий граждан, имеющих право на получение повышений пенсии по случаю потери кормильца, судами принимаются решения только по трем категориям членов семей умерших (погибших) Героев, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (пункты "а", "г" и "д" части 1 статьи 45 Закона N 4468-I), что противоречит единой концепции Закона N 4468-I и требованиям Конституции Российской Федерации о предоставлении, при прочих равных условиях, одинаковых прав на пенсионное обеспечение.
Такие разные подходы по установлению повышений пенсии по случаю потери кормильца вызвали социальную напряженность среди военнослужащих и членов их семей.
Принимаемые меры по опротестованию судебных решений положительных результатов не дали.
В целях снятия социальной напряженности среди членов семей погибших (умерших) военнослужащих законопроектом, исходя из судебной практики, предлагается всем нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца устанавливать повышения, которые предусмотрены статьей 45 Закона N 4468-I для соответствующих льготных категорий их кормильцев.
Кроме того, исходя из общей концепции законодательства Российской Федерации об установлении дополнительных мер социальной защиты лицам, имеющим особые заслуги перед Отечеством, нетрудоспособным членам семей, которые сами имеют льготный статус, предусмотренный статьей 45 Закона N 4468-I, дополнительно к пенсии по случаю потери кормильца предлагается сохранить повышения, которые им выплачиваются в настоящее время. При этом указанные повышения выплачиваются одновременно с повышениями, установленными в зависимости от статуса кормильца.
Расходы федерального бюджета на реализацию положений, предлагаемых законопроектом, составят 1813,6 млн. рублей в год.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, на официальном сайте regulation.gov.ru и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ГО проекта: 01/05/04-19/00090228) в период с 3 апреля по 2 мая 2019 г. проводилось общественное обсуждение законопроекта. За время общественного обсуждения замечания, предложения и заключения по законопроекту не поступали.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" законопроект размещался на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 6 по 12 мая 2019 г. для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Коррупциогенные факторы не выявлены. За время независимой антикоррупционной экспертизы заключения независимых экспертов не поступали.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Расходы федерального бюджета на реализацию проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" составят 1 813578,9 тыс. рублей в год, в том числе:
по Минобороны России - 656995,2 тыс. руб.;
по МВД России - 961902,4 тыс. руб.;
по ФСБ России - 89620,0 тыс. руб.;
по ФСИН России - 101206,3 тыс. руб.;
по ФТС России - 3855,0 тыс. руб.
Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Следственному комитету Российской Федерации дополнительных денежных средств на реализацию законопроекта не потребуется. Повышения пенсии по случаю потери кормильца будут произведены в пределах выделенных ассигнований.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.