Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 934309-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий оплаты труда работников стратегических профессий Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на установление особых гарантий в отношении ряда профессий, имеющих для развития Российской Федерации особое стратегическое значение. Важность отдельных профессий была отмечена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее "Указ"), которым определялись стратегические цели развития Российской Федерации. Так, наиболее приоритетной задачей, обозначенной в подпункте "а" пункта 1 Указа, являлось поручение Правительству Российской Федерации обеспечить в числе прочего доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Таким образом, вышеуказанные меры должны были существенно повысить престиж всех вышеуказанных профессий ввиду особой значимости образования, здравоохранения и науки для развития страны, её экономического потенциала и человеческого капитала.
Несмотря на уже принятые и принимаемые усилия, направленные на доведение уровня заработных плат ключевых профессий до определенных показателей относительно средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, в настоящий момент сохраняется ряд существенных недостатков, связанных с формированием уровня оплаты труда.
В частности, в настоящий момент штатные должности врачей-терапевтов участковых укомплектованы на 86,3% при коэффициенте совместительства 1,13; врачей-педиатров участковых - на 93,0% при коэффициенте совместительства 1,1, врачей общей практики (семейных врачей) - на 83,7% при коэффициенте совместительства 1,13.
Таким образом, соответствие зарплаты врачей уровню средней заработной платы в соответствующем регионе зачастую достигается путём совмещения ставок и должностей. Такое вынужденное совместительство приводит к повышению рабочей нагрузки на врача и может привести к снижению качества оказываемых пациентам медицинских услуг. Объективные показатели занятости свидетельствуют о том, что результаты повышения средней заработной платы врачей не вполне отражаются на зарплате конкретных специалистов. Авторы настоящего проекта федерального закона считают сложившееся положение недопустимым и требующим принятия дальнейших мер в целях его исправления.
Кроме того, в настоящий момент в отношении, в частности, научных работников существует неразрешенная проблема трудовой миграции из менее обеспеченных субъектов Российской Федерации в более обеспеченные, что было отмечено в ходе Правительственного часа в Государственной Думе в 2019 году министром науки и высшего образования Российской Федерации. Указанные процессы происходят ввиду различной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Одновременно с этим авторы настоящего проекта федерального закона убеждены, что государство должно обеспечить равный доступ права на труд в части предоставляемых гарантий по ряду ключевых профессий вне зависимости от субъекта Российской Федерации, где лицо осуществляет трудовую деятельность в целях остановки процессов трудовой миграции, территориального развития Российской Федерации, раскрытия экономического потенциала и повышения человеческого капитала в субъектах Российской Федерации.
В целях разрешения вышеуказанных проблем настоящий проект федерального закона дополняет Трудовой кодекс Российской Федерации статьей 144.1 "Условия оплаты труда работников стратегических профессий Российской Федерации".
Указанной статьей устанавливается, что Российская Федерация признает необходимость установления достойного уровня оплаты труда работников стратегических профессий и гарантирует его обеспечение на всей своей территории.
В целях применения вводимой статьи в Российской Федерации работниками стратегических профессий признаются:
1) педагогический работник образовательного учреждения общего образования;
2) педагогический работник дошкольного образовательного учреждения;
3) преподаватель образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования;
4) преподаватель образовательного учреждения высшего профессионального образования;
5) врач,
6) научный сотрудник.
Законопроектом в отношении указанных работников стратегических профессий предоставляются следующие гарантии:
1) Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы работников стратегических профессий вне зависимости от субъекта Российской Федерации, где такой работник осуществляет трудовую деятельность, составляет кратность от 1 до 2 относительно уровня среднемесячной заработной платы по аналогичной должности в любом другом субъекте Российской Федерации, и не может её превышать;
2) Средняя заработная плата работников стратегических профессий должна составлять не менее чем 200 процентов от средней заработной платы субъекта Российской Федерации, где такой работник осуществляет свою деятельность.
При этом вышеуказанные гарантии являются дополнительными и не влекут отмену либо умаление иных гарантий, предусмотренных законодательством.
Законопроект устанавливает, что обеспечение условий оплаты труда, порядок определения уровня заработных плат для достижения целевых значений и соблюдения условий, установленных вводимой статьей, а также иные вопросы, не урегулированные данной статьей, определяются Правительством Российской Федерации.
При этом в целях наиболее полного и гарантированного финансового обеспечения вводимых мер в случае, когда работник стратегической профессии Российской Федерации, осуществляет деятельность в государственном учреждении субъекта Российской Федерации либо в муниципальном учреждении, доведение размера заработной платы до показателей, установленных в настоящей статье, может финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, настоящим проектом федерального закона устанавливаются системные гарантии для наиболее важных, значимых профессий для Российской Федерации, носящих стратегический характер в вопросах развития экономики, человеческого капитала, улучшения уровня территориального развития и раскрытия научного потенциала субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий оплаты труда работников стратегических профессий Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий оплаты труда работников стратегических профессий Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.