Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 934502-7 "О внесении изменений в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время, частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48, частью 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), предусмотрены требования к обеспечению выполнения договоров подряда заключенных с членом саморегулируемой организации соответствующего вида на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, только специалистами по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства.
Статья 55.5-1 ГрК РФ определяет понятие и требования к специалистам по организации инженерных изысканий, специалистам по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистам по организации строительства. В том числе, требования по включению информации о специалисте в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
В соответствии с пунктом 11 части 8 статьи 55.20 и частью 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ ведение национального реестра специалистов в соответствующей области осуществляется национальными объединениями саморегулируемых организаций.
Ведение национального реестра специалистов (далее - НРС) в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования осуществляется Национальным объединением изыскателей и проектировщиков, а НРС в области строительства - Национальным объединением строителей. В настоящее время в реестры внесена информация о 315 000 уникальных специалистах.
Для внесения в НРС специалист должен соответствовать требованиям, установленным частью 6 статьей 55.5-1. ГрК РФ, в том числе иметь высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства, в соответствии с Перечнем установленным Минстроем России, а также соответствовать требованиям предъявляемым к общему трудовому стажу по профессии, специальности и направлению подготовки в области строительства 10 лет и специальному - инженерному стажу 3 года, а также наличию повышению квалификации раз в 5 лет.
В настоящее время Перечень содержит 443 специальности (направления подготовки), в том числе 111 специальностей, обучение по которым осуществляется подведомственными Минобороны России образовательными организациями. Расширение Перечня путем внесения в него дополнительных направлений подготовки продолжается. Результат расширения Перечня приводит к тому, что в НРС окажутся практически все, кто имеет техническое образование и может предъявить наличие опыта работы в отрасли и инженерного стажа, что негативно влияет на развитие отрасли, не соответствует достижению целей саморегулирования, определенных в статье 55.1 ГрК РФ.
В соответствии с положениями статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, если Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Положения статьи 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливают, что профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Поскольку 55.5-1 ГрК РФ содержит требования к квалификации специалистов по организации изысканий, архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, исходя из положений ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, требования профессиональных стандартов в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства являются обязательными для лиц, информация о которых вносится в НРС.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов" разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.
В области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства разработаны и утверждены такие профессиональные стандарты, как "Организатор проектного производства в строительстве" утвержден приказом Минтруда России от 15.02.2017 N 183н, "Организатор строительного производства" утвержден Приказом Минтруда России от 26.06.2017 N 516н, разработан и находится на утверждении проект профессионального стандарта "Организатор инженерных изысканий".
Профессиональные стандарты охватывают 5-7 уровень квалификации и содержат требования к квалификации специалистов, обучению, опыту работы, а также трудовым функциям, знаниям, умениям. Обобщенная трудовая функция на 7 уровне квалификации соответствует квалификационным требованиям, которые содержаться в статье 55.5-1 ГрК РФ.
Проверить соответствие квалификации специалиста профессиональному стандарту, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" возможно только через процедуру независимой оценки квалификации.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О независимой оценке квалификации" независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций. В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О независимой оценке квалификации" с 1 июля 2019 года независимая оценка квалификации - является единственным способом проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, если иной порядок не предусмотрен Трудовым Кодексом Российской Федерации или иным нормативно-правовым актом.
Проблемой функционирования института "национального реестра специалистов" в России является то, что проверки квалификации специалистов при включении не происходит, установленные требования субъективны и не дают возможности оценить квалификацию специалиста. В то же время, институт повышения квалификации, как инструмент формирования и повышения уровня компетенций специалистов, по мнению профессионального сообщества себя не оправдал.
На основании вышеизложенного, предлагается внести изменения в статью 55.5-1 ГрК РФ и вместо требования к повышению квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет, ввести требование по наличию свидетельства о квалификации полученного в порядке, предусмотренном Федерального закона "О независимой оценке квалификации".
Предлагаемые меры будут способствовать развитию института национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.