Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 936650-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" разработан на основе предложений правоприменителей и направлен на совершенствование мер государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Абзац первый пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон) предусматривает право крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, на приобретение без проведения торгов в аренду на срок до пяти лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В то же время согласно абзацу второму пункта 8 статьи 10 Федерального закона в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Правоприменительная практика с учетом позиций судебных органов относительно толкования взаимосвязи положений абзаца второго пункта 8 статьи 10 Федерального закона и статьи 39.18 Кодекса в настоящее время складывается следующим образом: крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, заявив о своем праве, предусмотренном абзацем первым пункта 8 статьи 10 Федерального закона, при поступлении нескольких заявлений должны участвовать в аукционе наравне с иными субъектами, указанными в пункте 1 статьи 39.18 Кодекса, для которых факт участия в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не является обязательным для реализации своего права на землю.
Таким образом, правоприменители (как сельскохозяйственные товаропроизводители, так и уполномоченные органы публичной власти) справедливо замечают, что содержание права на землю специального субъекта фактически размывается действующей редакцией абзаца второго пункта 8 статьи 10 Федерального закона в ее взаимосвязи с редакцией статьи 39.18 Кодекса. Тем самым исключается возможность самостоятельного применения на практике положений подпунктов 12 и 15 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса, которые предусматривают самостоятельные случаи заключения договоров аренды земельных участков в особом порядке.
В связи с вышеизложенным проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предлагается абзац второй пункта 8 статьи 10 Федерального закона дополнить положением, согласно которому заявления в отношении земельного участка, указанного в абзаце первом пункта 8 статьи 10 Федерального закона, принимаются только от крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, и в аукционе, предусмотренном статьей 39.18 Кодекса, вправе участвовать исключительно крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Также законопроектом указывается, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования соответствующего извещения заявления иных крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
При разработке законопроекта учтены требования, изложенные в методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В законопроекте отсутствуют коррупциогенные факторы.
Законопроект доработан с учетом заключения Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии на проект законодательной инициативы Самарской Губернской Думы N 7-1163.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.