Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 936952-7 "О внесении изменения в статью 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), разработанный во исполнение подпункта 2 пункта 9 постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 262-СФ "О государственной поддержке социально-экономического развития Красноярского края", предусматривает отмену для субъектов Российской Федерации, у которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, требования пункта 10 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации о необходимости заключения соглашений, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Российской Федерации.
Выравнивание бюджетной обеспеченности производится с целью обеспечения граждан Российской Федерации равными возможностями для получения государственных и муниципальных услуг на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования, то есть по своей сути являются нецелевой финансовой помощью бюджетам субъектов Российской Федерации.
При этом соглашениями, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, заключаемыми между Министерством финансов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (далее - Соглашения), устанавливается значительное количество ограничений, в том числе сверх предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Установление дополнительных бюджетных ограничений нивелирует разницу между высокодотационными и самодостаточными субъектами Российской Федерации.
Так, например, с 2018 года в соответствии с Соглашениями все субъекты Российской Федерации, получающие дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, обязаны соблюдать нормативы формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленные Правительством Российской Федерации (далее - нормативы).
Тогда как в соответствии с пунктом 3 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации условие о непревышении данных нормативов установлено для субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанным положением Бюджетного кодекса Российской Федерации запрет на превышение нормативов не должен распространяться на Красноярский край, поскольку доля дотаций из федерального бюджета в собственных доходах консолидированного бюджета Красноярского края составляет в 2019 году 2,2 процента, в 2018 году - 5,1 процента, в 2017 году - 4,1 процента.
При этом Соглашения с получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности содержат меры ответственности за нарушение обязательства по непревышению нормативов - применение мер дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации к должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, чьи действия (бездействие) привели к нарушению указанного обязательства.
Вместе с тем, поскольку реализация мер по повышению финансовой устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и достижению национальных целей развития страны являются важнейшими задачами государственной политики, законопроектом предлагается принять норму о заключении Соглашений в зависимости от расчетной доли в бюджете субъекта Российской Федерации всех межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) к собственным доходам консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а не от доли в бюджете субъекта Российской Федерации дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Учитывая изложенное, в целях повышения самостоятельности субъектов Российской Федерации, стимулирования их социально-экономического развития, сокращения избыточных требований и условий предлагается отменить требование о заключении Соглашений в отношении самодостаточных субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменения в статью 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части отмены для субъектов Российской Федерации, у которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета . субъекта Российской Федерации, требования о необходимости заключения соглашений, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.