Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 938508-7 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы взимания консульскими должностными лицами сборов за совершение консульских действий, и предусматривает установление порядка возврата заявителям излишне либо ошибочно уплаченных консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов (далее - сборы).
Порядок исчисления сборов установлен статьей 36 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации", при этом условия и алгоритм возврата излишне уплаченных сборов данной статьей не предусмотрены, что ущемляет права лиц, обращающихся за совершением консульских действий.
Сохраняющийся пробел в правовом регулировании приводит к отказам должностных лиц российских дипломатических представительств и консульских учреждений в возврате сборов заявителям, в том числе в случае излишне уплаченных ими сумм или отказа в совершении консульского действия либо предоставлении государственной услуги, что вызывает жалобы на незаконное удержание денежных средств и ущемление прав граждан.
Законопроектом будут охвачены правоотношения, затрагивающие несколько тысяч заявителей ежегодно. В частности, в 2019 году только количество отказов консульских должностных лиц в выдаче загранпаспортов гражданина Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством, составило 446.
Указанные вопросы подлежат регулированию на уровне федерального закона. В частности, аналогичным образом на территории Российской Федерации порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм или излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа установлен главой 12 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)". Кроме того, вопросы взимания государственной пошлины и консульских сборов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации регулируются статьей 34 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Законопроектом предусматривается возврат излишне уплаченных заявителями сумм в случае отказа заявителей от совершения консульского действия до обращения в этих целях к консульскому должностному лицу. Кроме того, возврату подлежат сборы в случае отказа консульского должностного лица в совершении отдельных видов консульских действий - нотариальных (в случаях, предусмотренных статьей 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4462-1), а также отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче загранпаспортов гражданина Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать повышению уровня правовой защиты лиц, обращающихся за совершением консульских действий.
Законопроект содержит положение о вступлении его в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования, что обусловлено необходимостью приведения в соответствие с ним приказа МИД России от 15 декабря 2017 г. N 24325 "Об осуществлении Министерством иностранных дел Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета и об осуществлении полномочий администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами - представительствами Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях".
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), а также информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также не противоречит иным международным договорам Российской Федерации.
Принятие федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
приказ МИДа России от 15 декабря 2017 г. N 24325 "Об осуществлении Министерством иностранных дел Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета и об осуществлении полномочий администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами - представительствами Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях".
Срок разработки - в течение 3 месяцев с момента принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации".
Головной исполнитель - МИД России.
Соисполнитель - Минфин России.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.