Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 938201-7 "О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований" (далее соответственно - законопроект, Жилищный кодекс) по сути предлагается исключить положение части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В настоящий момент Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), уже предусмотрена система экономической ответственности исполнителя за нарушение непрерывности и (или) качества коммунальных услуг, в частности:
снижение размера платы за коммунальные услуги (раздел IX Правил);
возмещение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг (пункт 151 Правил);
компенсация морального вреда (пункт 155 Правил).
Таким образом, основная система экономических мер ответственности, действующая в настоящее время, предусматривает снижение размера платы за коммунальные услуги как в случае нарушения непрерывности, так и в случае нарушения качества коммунальных услуг.
При этом наложение штрафов совместно с указанной системой экономических мер ответственности, предусмотренное частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса, имеет следующие негативные последствия:
административные расходы, связанные с необходимостью уплаты подоходного налога с суммы штрафов, будут многократно превышать его величину (так как размер подоходного налога на единичную выплату по штрафам будет исчисляться несколькими рублями);
потребители, обязанные подавать обязательную декларацию о доходах (в том числе государственные служащие), либо те, кто составляет ее с целью получения налоговых вычетов, например, будут иметь существенные транзакционные и временные издержки по получению справок об уплаченном НДФЛ по всем фактам;
необходимость изменения биллинговых систем, в том числе у государственных (муниципальных) предприятий, осуществляющих деятельность по управлению жилым фондом, в сфере ресурсоснабжения, в сфере услуг по формирования платежных документов (ЕИРЦ);
рост налоговых выплат, который в последующем потребуется учесть в тарифах (налог на прибыль учитывается в них по фактическому размеру за предшествующие периоды), а у организаций, оказывавших услуги в сфере управления, - формирование убытков.
С учетом вышесказанного законопроектом предусматривается изменение последствий предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества предоставления коммунальных услуг.
В частности устанавливается, что в указанных случаях изменяется размер платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вместо выплаты потребителю штрафа, как это предусмотрено в настоящее время.
Кроме того, законопроектом устанавливается, кем осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги, а также порядок взаимодействия в этом случае ресурсоснабжающей организации и лица, ответственного за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Законопроект не содержит противоречий положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и дальнейшая реализация законопроекта не влечет необходимости создания и (или) реорганизации действующих органов государственной власти, увеличения расходов (уменьшения доходов) федерального бюджета, не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований" потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.