Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 941417-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и в связи с принятием Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде" (далее - Федеральный закон N 439-ФЗ).
Федеральным законом N 439-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен статьей 66.1 о сведениях о трудовой деятельности работника, которые формируются работодателем в электронном виде и передаются в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) начиная с 1 января 2020 г.
В связи с принятием Федерального закона N 439-ФЗ внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым с 1 января 2020 г. сведения о трудовой деятельности представляются в ПФР работодателями ежемесячно (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем). С 1 января 2021 г. представление работодателями сведений о трудовой деятельности в случаях приема на работу и увольнения работников будет осуществляться не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения) или иного документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
Федеральным законом N 439-ФЗ также предусмотрено, что в течение 2020 года каждый работник подает работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Кодекса. В случае, если работник не подаст работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжит вести его трудовую книжку.
На лиц, поступающих впервые на работу с 1 января 2021 г., трудовые книжки оформляться работодателями не будут. Ведение сведений о трудовой деятельности указанных лиц будет осуществляться в соответствии со статьей 66.1 Кодекса.
Для работника статьей 66.1 Кодекса предусмотрены различные способы получения сведений о трудовой деятельности: у работодателя по последнему месту работы - на бумажном носителе или в форме электронного документа; в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг - на бумажном носителе; в ПФР - на бумажном носителе или в форме электронного документа; с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг - в форме электронного документа.
Для получения сведений о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя работнику необходимо подать работодателю заявление в письменном виде или направить его на адрес электронной почты работодателя. В период работы работодатель обязан выдать сведения о трудовой деятельности работнику не позднее трех рабочих дней со дня подачи работником заявления, а при увольнении - в день прекращения трудового договора.
С учетом изменений, внесенных в Кодекс Федеральным законом N 439-ФЗ, законопроектом предлагается внести изменения в 23 законодательных акта Российской Федерации.
В частности, в 21 законодательном акте Российской Федерации содержатся нормы, касающиеся обязанности работников представлять при трудоустройстве и в других случаях трудовую книжку, обязанности работодателя выдавать ее при увольнении, а также иные нормы, в которых речь о трудовых книжках. Указанные законодательные акты Российской Федерации законопроектом предлагается дополнить соответствующими положениями о сведениях о трудовой деятельности.
Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении указанных органов, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Исключение составляют документы, включенные в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ перечень документов. К таким документам личного хранения, которые обязательны для представления гражданином в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, для принятия решения об оказании данных услуг, относятся документы о трудовой деятельности и трудовом стаже заявителя.
Учитывая, что с 1 января 2020 г. сведения о трудовой деятельности работника предоставляются работодателями в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и содержатся в его информационной системе, законопроектом предлагается исключить документы о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды с 1 января 2020 г.) из перечня документов, обязательных для представления при обращении гражданина за оказанием государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона N 210-ФЗ предоставление таких документов и информации будет осуществляться в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, подведомственных указанным органам организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.
Законопроектом также вносятся уточнения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", связанные с тем, что до государственной регистрации ликвидации (реорганизации) юридического лица, в том числе в случае банкротства, и государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя необходимо подтверждение, что в ПФР представлены в полном объеме сведения о трудовой деятельности работников ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя).
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.