Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 941158-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки"
Досье на проект федерального закона
В целях повышения привлекательности и доступности государственных гарантий Российской Федерации как инструмента государственной поддержки в Бюджетный кодекс Российской Федерации вносятся следующие изменения.
1. Допускается возможность предоставления государственных гарантий Российской Федерации, обеспечивающих исполнение обязательств принципала по кредитному договору, срок исполнения которых будет считаться наступившим в случае открытия в отношении принципала конкурсного производства. Данные изменения направлены на повышение заинтересованности банков в кредитовании под государственные гарантии Российской Федерации российских юридических лиц в установленных федеральным законом о федеральном бюджете случаях, когда это необходимо для решения неотложных задач по предотвращению кризисных явлений в экономике.
При этом денежные средства на исполнение таких государственных гарантий Российской Федерации, в том числе предоставленных с правом регрессного требования гаранта к принципалу, после завершения в отношении принципала конкурсного производства и ликвидации принципала будут учитываться в расходах федерального бюджета.
2. Учитывая предложения Банка России и исходя из необходимости сохранения баланса интересов и соразмерного распределения рисков между всеми участниками государственной гарантийной поддержки из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключаются положения об отзыве и неисполнении государственных (муниципальных) гарантий по кредитам (займам) вследствие невосстановления принципалом обеспечения регрессных требований гаранта либо непредоставления обеспечения в установленном пунктом 7 статьи 115 действующей редакции Бюджетного кодекса случае (в случае приватизации принципала, по обязательствам которого была предоставлена государственная (муниципальная) гарантия без права регрессного требования гаранта). При этом устанавливается возможность отзыва государственных (муниципальных) гарантий, обеспечивающих исполнение обязательств принципалов по кредитам (займам), в случае нецелевого использования средств кредита (займа), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией. В отношении государственной (муниципальной) гарантии, обеспечивающей возврат кредита, такая возможность обуславливается наличием установленной законодательством Российской Федерации и (или) кредитным договором и договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии обязанности кредитора осуществлять контроль за целевым использованием средств обеспечиваемого государственной (муниципальной) гарантией кредита.
Вместе с тем устанавливаются положения об ответственности принципала за неисполнение им обязанности по восстановлению обеспечения регрессных требований, а также о правовых последствиях неисполнения указанной обязанности, аналогичные правовым последствиям за неисполнение денежных обязательств перед публично-правовым образованием (запрет на предоставление бюджетных кредитов, государственных (муниципальных) гарантий, субсидий и бюджетных инвестиций). Устанавливается, что неисполнение принципалом указанной обязанности не является основанием для неисполнения государственной (муниципальной) гарантии.
3. В целях расширения возможностей оказания государственной (муниципальной) гарантийной поддержки экспорта устанавливается возможность принятия государственных гарантий иностранных государств в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной (муниципальной) гарантии, а также создается возможность предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта не только промышленной продукции, но и, например, продукции сельскохозяйственного назначения.
4. Допускается возможность исполнения государственных (муниципальных) гарантий в валюте, отличной от валюты основного обязательства, обеспеченного такой гарантией, что не только будет способствовать снижению спроса со стороны государства на иностранную валюту и финансированию экспортных операций в рублях (переходу на расчеты и финансирование экспортных контрактов в национальной валюте), но и позволит банкам-бенефициарам по государственным (муниципальным) гарантиям в иностранной валюте применять понижающий коэффициент риска по рублевым активам при расчете нормативов в соответствии с требованиями Банка России.
5. Устраняется правовая неопределенность в части необходимости привлечения агентов по вопросам предоставления и исполнения государственных (муниципальных) гарантий. Устанавливается, что привлечение агентов по указанным вопросам является правом, а не обязанностью гаранта.
Положения Законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения Законопроекта не содержат обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки" устанавливается возможность предоставления государственных гарантий Российской Федерации, обеспечивающих исполнение обязательств принципала по кредитному договору, срок исполнения которых будет считаться наступившим в случае открытия в отношении принципала конкурсного производства (проектируемый пункт 8 статьи 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Исполнение государственной гарантии Российской Федерации, предоставленной в соответствии с указанными положениями, будет осуществляться в рассрочку в порядке, объеме (сумме) и сроки, которые установлены государственной гарантией Российской Федерации, по мере наступления установленных кредитным договором сроков (графика) исполнения указанных обязательств принципала по кредитному договору, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, в том числе после завершения в отношении принципала конкурсного производства и ликвидации принципала.
Преследуемое законопроектом повышение привлекательности государственных гарантий Российской Федерации для банков как способа обеспечения возврата кредитов достигается за счет принятия государством (гарантом) на себя дополнительных обязательств, характеризующихся невозможностью последующего возмещения в порядке регресса средств, уплаченных бенефициару в рамках исполнения такой государственной гарантии Российской Федерации после ликвидации принципала.
В этой связи денежные средства на исполнение указанной государственной гарантии Российской Федерации, в том числе предоставленной с правом регрессного требования к принципалу, после завершения конкурсного производства и ликвидации принципала должны учитываться в расходах федерального бюджета.
Таким образом, исполнение государственных гарантий Российской Федерации, предоставленных в соответствии с проектируемым пунктом 8 статьи 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по сравнению с действующим законодательным регулированием может повлечь за собой дополнительные расходы федерального бюджета в будущих периодах.
Сведения о потенциальных объемах предоставления указанных государственных гарантий Российской Федерации, суммах и сроках обеспечиваемых ими обязательств, составе принципалов и, соответственно, вероятности и возможных сроках открытия в отношении них процедур конкурсного производства отсутствуют. В этой связи в настоящее время оценить потенциальные объемы указанных дополнительных расходов федерального бюджета не представляется возможным. Предполагается, что данные объемы будут оцениваться (рассчитываться) при подготовке проектов федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий период, предусматривающих возможность предоставления указанных государственных гарантий Российской Федерации.
Иные положения законопроекта не повлекут за собой дополнительных расходов для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки" не потребует внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.