Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 942236-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан с целью совершенствования законодательства о потребительском кредитовании и направлен на устранение неопределенностей в правоприменении, повышение защиты прав и интересов заемщиков, а также на уточнение прав и обязанностей сторон потребительского кредита (займа).
Актуальность предлагаемых изменений обусловлена тем, что в настоящее время практика применения норм законодательства о потребительском кредитовании свидетельствует о наличии требующих уточнения правовых неопределенностей, которые снижают эффективность взаимодействия кредиторов и заемщиков, а также о необходимости совершенствования отдельных положений Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон N 353-ФЗ) в целях повышения защиты прав и интересов заемщиков при одновременном сохранении баланса интересов кредиторов и заемщиков.
Для реализации поставленной цели законопроект, в частности, содержит положения, направленные на пресечение практики включения в договор потребительского кредита (займа) условия, обязывающего заемщика предусматривать наличие на счете, с которого осуществляется погашение задолженности по такому договору, неснижаемого остатка денежных средств или наличия суммы, достаточной для погашения платежа, предусмотренного договором (графиком платежей), в день, не являющийся днем совершения очередного платежа.
В законопроекте также уточнен порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа), а также расчета предельного размера неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату потребительского кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму потребительского кредита (займа).
Законопроектом закрепляется единство подходов к договорам потребительского кредита (займа), предусматривающим постоянную и переменную процентные ставки в части реализации кредитором права по ее снижению в одностороннем порядке.
Кроме того, законопроектом исключается возможность навязывания по кредитным договорам, заключенным на срок свыше года, условий, обязывающих заемщика заключать договор страхования на весь срок кредитования с единовременной оплатой страховых платежей.
В настоящее время со стороны недобросовестных кредиторов отмечается практика установления процентных ставок по договорам кредита (займа), которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, существенно превышающих среднерыночное значение.
В целях противодействия данной практике законопроектом предлагается распространить на потребительские ипотечные кредиты (займы) положения, предусмотренные частью 11 статьи 6 Федерального закона N 353-ФЗ, в части ограничения полной стоимости кредита (займа).
Кроме того, законопроектом предусматривается закрепление положений о запрете обуславливать заключение и исполнение договора потребительского кредита (займа) необходимостью приобретения за отдельную плату дополнительных услуг, оказываемых кредитором и (или) третьими лицами.
Законопроект разработан на основе концепции проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", разработанной во исполнение пункта 11.6 плана мероприятий ("дорожной карты") "Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов", а также в соответствии с пунктом 12 раздела 1 плана мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.
Учитывая необходимость совершенствования кредиторами бизнес процессов и внесения изменений во внутренние нормативные акты, в законопроекте предусмотрен особый порядок вступления в силу предлагаемых норм (сто восемьдесят дней после дня официального опубликования федерального закона).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.