Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 944418-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части отнесения режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации к обстоятельствам непреодолимой силы"
Досье на проект федерального закона
Проект настоящего федерального закона связан с возможностью возникновения либо с возникновением чрезвычайных ситуаций, при которых уполномоченными органами государственной власти могут быть введены режимы повышенной готовности либо чрезвычайной ситуации, вследствие чего создаются угрозы жизни и здоровью граждан, а также зачастую возникают существенные риски повышения нестабильности экономической ситуации, ухудшения уровня жизни граждан, а также доходов бизнеса.
В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации не определяет перечень конкретных обстоятельств непреодолимой силы, лишь указывая на сущностные характеристики таких обстоятельств: чрезвычайность и непредотвратимость. Аналогичные характеристики содержатся в статье 79 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи.
Иных документов, имеющих обязательный характер применения, не имеется (Российское законодательство содержит лишь пояснения, раскрывающие содержание обстоятельств непреодолимой силы в единственном документе, характер которого не имеет силу обязательного применения: Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)").
Таким образом, ввиду наличия правового пробела, остается нерешенным вопрос об отнесении тех или иных обстоятельств к обстоятельствам непреодолимой силы, ввиду чего в правоприменительной практике складывается неоднозначная трактовка и случаи применения таких обстоятельств. Исходя из смысла и буквального толкования перечисленных признаков таких обстоятельств - чрезвычайности и непредотвратимости, однозначно к таким обстоятельствам правоприменительная практика относит стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии.
Все указанные обстоятельства обладают указанными характеристиками. Одновременно с этим представляется логичным, обоснованным и справедливым отнесение к обстоятельствам непреодолимой силы и иных обстоятельств, чрезвычайность и непредотвратимость которых также не оставляет сомнений: это обстоятельства, также носящие внешний характер чрезвычайности и непредотвратимости, то есть обстоятельства, которые нельзя было ожидать и нельзя было предотвратить - это решение уполномоченных органов государственной власти о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, поскольку такие решения всегда сопровождаются угрозой возникновения чрезвычайной ситуации либо её возникновением, что само по себе является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством.
В частности, объявленный в результате распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, режим повышенной готовности, введенный 5 марта 2020 года на территории Российской Федерации, был признан ФАС России обстоятельством непреодолимой силы. 1 Представляется, что и любые иные случаи установления режимов повышенной готовности либо чрезвычайной ситуации в целях недопустимости неоднозначного правоприменительного толкования должны быть признаны на уровне федерального законодательства обстоятельствами непреодолимой силы. Настоящий проект федерального закона решает указанную задачу.
Настоящий проект федерального закона не потребует выделения дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Настоящий проект федерального закона вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 5 марта 2020 года.
------------------------------
1Письмо Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2020 г. N ИА/21684/20 "О проведении закупок, направленных на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COV1D-19) на территории РФ"
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части отнесения режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации к обстоятельствам непреодолимой силы"
Принятие настоящего федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части отнесения режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации к обстоятельствам непреодолимой силы"
Принятие проекта настоящего федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.