Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 946753-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в части установления норматива по выплате дивидендов в размере не менее 50 процентов чистой прибыли в отношении обществ, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности"
Досье на проект федерального закона
Проект настоящего федерального закона направлен на дополнение статьи 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" в целях установления норматива по выплате дивидендов в размере не менее 50 процентов чистой прибыли в отношении обществ, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Актуальность указанной новеллы обусловлена необходимостью консолидации средств федерального бюджета за счет повышения эффективности использования государственной собственности, в частности, путем увеличения объема средств, поступающий от указанных организаций.
Действующий на сегодняшний день норматив в 25 процентов дивидендов, обязательных к выплате от размера чистой прибыли, закрепленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 774-р, создает искусственное занижение отдачи вложенного капитала, что приводит к наличию необоснованных преимуществ для указанных компаний. К примеру, в ряде стран Центральной и Восточной Европы для таких компаний действует норматив выплаты дивидендов в размере 70 процентов чистой прибыли.
Кроме того, представляется, что невыплаченные либо занижаемые дивиденды от компаний, акционером которых является Российская Федерация, являются по своей природе субсидией. В настоящее время её совокупный объем для четырех крупнейших компаний с государственным участием составляет около 350 миллиардов рублей. В среднем же за последние 5 лет данный показатель составлял около 300 миллиардов рублей ежегодно. В данном случае такой субсидией фактически является разница между дивидендной доходностью по акциям указанных компаний и долгосрочным облигациям федерального займа. Таким образом, предоставление указанной субсидии ведет к прямым потерям общественного благосостояния.
Несмотря на заложенный предполагаемый уровень сбора дивидендов с указанных компаний в размере 483,3 миллиардов рублей за 2017 год, компании уплатили около 50 процентов от указанной суммы.
Кроме того, важнейшим фактором является и то, что в различные годы доходы федерального бюджета (к примеру, на 2018 - 2020 годы) рассчитываются из норматива выплаты дивидендов, предлагаемого настоящим проектом федерального закона в размере 50 процентов от чистой прибыли. Так, общая сумма таких доходов должна была составить 1,3 триллиона рублей: 379,8 млрд рублей в 2018 году, 425,6 млрд - в 2019 и 456,9 млрд - в 2020.
Одновременно с этим, согласно расчетам Счетной палаты Российской Федерации, которая, сравнив указанные цифры и расчеты Росимущества, пришла к выводу, что бюджетные ожидания были завышены в размере 703,15 миллиардов рублей. Таким образом, обеспечить сбалансированность бюджета исходя из сложившихся обстоятельств возможно лишь путем императивной нормы в законодательстве об увеличении норматива выплаты дивидендов для указанных компаний.
Одной из проблем на пути повышения объемов доходов федерального бюджета год от года является низкая эффективность государственных компаний. Сложившаяся структура экономики свидетельствует о том, что компании с государственным участием являются крупнейшими потребителями в экономике как дефицитных трудовых, так и дефицитных финансовых ресурсов. Одним из свидетельств недостаточной эффективности госкомпаний и примером искажения конкурентной рыночной среды является относительно низкий уровень дивидендной доходности госкомпаний - что по сути является вменённой субсидией государства. Как следствие, финансовые ресурсы могут направляться в инвестиционные проекты, имеющие отдачу ниже рыночного уровня.
В качестве одной из ключевых мер по решению указанной проблемы является положение, согласно которому минимальный норматив дивидендных выплат в размере 50% от чистой прибыли будет распространяться на все публичные компании с государственным участием. Увеличение дивидендных выплат будет способствовать повышению качества распределения дефицитных ресурсов в экономике и расширению ее потенциала благодаря:
- Обеспечению более эффективного использования инвестиционных ресурсов и повышению качества инвестиционных проектов госкомпаний, что приведет к росту их капитализации, а, соответственно, и кредитного качества, расширив, таким образом, доступ к долговым ресурсам, если таковые потребуются для реализации окупаемых проектов. То есть уплата акционеру конкурентного уровня доходности не должна приводить к сокращению инвестиций в окупаемые проекты.
- Созданию равных конкурентных условий. Искусственное занижение уровня отдачи на вложенный капитал акционера (за счет пониженного уровня норматива выплат и/или его нестрогого соблюдения) создает необоснованное преимущество для госкомпаний и ставит частные инвестиции в субординированное положение, что противоречит принципам конкурентной нейтральности.
Кроме того, такое повышение несколько сблизит коэффициент дивидендных выплат (как % от прибыли) отечественных госкомпаний с аналогами в развитых и развивающихся странах. Например, в странах центральной и восточной Европы (ЦВЕ) аналогичный показатель составлял за последние 5 лет в среднем 70%. Сближение с лучшей мировой практикой повысит привлекательность российского фондового рынка, что облегчит привлечение капитала для частного сектора и приватизацию государственных активов.
Увеличение норматива дивидендных выплат также будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов. По экономической сущности заниженный уровень требуемой отдачи от государственных активов представляет собой субсидию (или неналоговый расход бюджета). Как уже отмечалось выше, стоимостная оценка такой субсидии определяется как разность между дивидендной доходностью и доходностью по долгосрочным государственным облигациям: субсидия - если такая разница отрицательная, доход - в случае положительной разницы.
Одновременно с этим в отличие от соответствующих прямых бюджетных расходов, подобные вмененные субсидии не являются объектом бюджетного контроля, учета и оценки эффективности. Более того, учитывая отраслевую принадлежность крупных госкомпаний, предоставление им субсидий, очевидно, не отвечает решению задач государственной политики, а напротив, способствует неоптимальному размещению дефицитных бюджетных ресурсов и, в конечном итоге, ведет к прямым потерям общественного благосостояния.
Таким образом, проект настоящего федерального закона направлен на обеспечение сбалансированности федерального бюджета, равно как и на повышение эффективности и прозрачности использования государственного имущества и деятельности акционерных обществ, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в части установления норматива по выплате дивидендов в размере не менее 50 процентов чистой прибыли в отношении обществ, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности"
Принятие настоящего проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в части установления норматива по выплате дивидендов в размере не менее 50 процентов чистой прибыли в отношении обществ, более пятидесяти процентов акций в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности"
Принятие проекта настоящего федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.