Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 947436-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О недрах" в части отнесения полезных ископаемых к общераспространенным полезным ископаемым"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части отнесения полезных ископаемых к общераспространенным полезным ископаемым" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования государственного регулирования отношений в сфере недропользования.
Положения законопроекта в целом направлены на оптимизацию и повышение эффективности разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере недропользования, обеспечение устойчивого и экономически целесообразного функционирования на уровне субъектов Российской Федерации.
В законопроекте дано определение общераспространенные полезные ископаемые, а также предлагается закрепить в статье 2.3 Закона РФ "О недрах" перечень полезных ископаемых, относящихся к общераспространенным, которые в настоящее время перечислены во "Временных методических рекомендациях по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным", утвержденных распоряжением МПР РФ от 7 февраля 2003 N 47-р (далее - Методические рекомендации). При этом предлагается не указывать предусмотренные Методическими рекомендациями исключения, касающиеся направлений использования таких полезных ископаемых, в частности, в металлургической, стекольной, химической, цементной, резиновой, целлюлозно-бумажной, сахарной промышленности и т.д. Тем самым, полномочия субъектов РФ будут расширены в обозначенной сфере.
В Методических рекомендациях указывается, что к общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства.
Под указанные критерии зачастую подпадают соответствующие виды полезных ископаемых, в отношении которых Методическими рекомендациями установлены исключения по возможности их отнесения к общераспространенным.
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность отнесения к общераспространенным полезным ископаемым иных, не указанных в статье 2.3 Закона РФ "О недрах" полезных ископаемых, посредством их включения в формируемые субъектами Российской Федерации совместно с Российской Федерацией региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым.
Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по распоряжению государственным фондом недр в отношении одних и тех же видов полезных ископаемых, исходя из направлений их использования, видится искусственно созданным, неактуальным, избыточным и не отвечает современным реалиям, сложившимся в экономике, не позволяет учитывать текущую и перспективную потребности местного рынка в готовой продукции и местную инфраструктуру, в ряде регионов приводит к конфликтным ситуациям между соответствующими органами исполнительной власти при реализации своих полномочий.
Также законопроектом предполагается, что предусмотренные частью второй статьи 2.3 Закона РФ "О недрах" подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой данной статьи участков недр местного значения будет осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами - за исключением субъектов Российской Федерации, на территории которых отсутствуют участки недр, содержащие полезные ископаемые, не относящиеся к общераспространенным.
Принятие законопроекта позволит наиболее оптимально учитывать экономические, социальные и экологические интересы субъектов Российской Федерации (которые в большей мере владеют ситуацией в регионах и способны оперативно решать задачи в сфере недропользования, развития территорий), посредством повышения степени ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед населением, более комплексно и рационально подходить к вопросам распоряжения государственным фондом недр на территории субъекта Российской Федерации, в определенных случаях сократить административные процедуры и сроки, исключить имеющие место в ряде регионов разногласия, повысить качество геологического надзора за соответствующими объектами недропользования.
Перераспределение полномочий никоим образом не отразится на реализации государственных программ, а учитывая, что основной источник дохода бюджета складывается за счет поступлений от нефтегазового сектора (а также полезных ископаемых, содержащихся на участках недр, которые согласно законопроекту не будут отнесены к участкам недр местного значения), принятие законопроекта не вызовет ощутимых негативных экономических последствий для федерального бюджета.
Передача обозначенных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации не приведет к формированию различной практики лицензирования пользования недрами при принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельных нормативных правовых актов, устанавливающих порядки лицензирования участков недр местного значения, поскольку основополагающие нормы, регулирующие данный вопрос, установлены в Законе "О недрах".
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.
Установленный срок вступления законопроекта в силу - по истечении 180 дней после дня его официального опубликования - обусловлен необходимостью приведения в соответствие подзаконных актов (подготовки соответствующих проектов), необходимых для реализации положений законопроекта.
Члены Совета Федерации |
А.П. Майоров |
|
С.Г. Митин |
|
С.Ф. Лисовский |
|
В.Ф. Новожилов |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О недрах" в части отнесения полезных ископаемых к общераспространенным полезным ископаемым"
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О недрах" в части отнесения полезных ископаемых к общераспространенным полезным ископаемым"
Законопроект не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.