Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 949670-7 "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается отнести к категории социального предпринимательства субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность по реализации в книжных магазинах и павильонах книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" задачами государственной культурной политики является, в том числе, создание условий для развития книгоиздания и книжной торговли, поддержка социально ориентированной деятельности издательств и предприятий книжной торговли.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N 719-р был утвержден Комплекс мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли, в котором предусмотрено "создание условий для отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих торговлю книгами и печатными средствами массовой информации в специализированных магазинах и павильонах, к субъектам социального предпринимательства". Однако данная мера поддержки так и не была реализована.
Федеральный закон от 26.07.2019 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ввел понятия "социальное предпринимательство" и "социальное предприятие", а также предоставил право органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства.
Оказание поддержки социальным предприятиям может осуществляться в виде финансовой и имущественной поддержки, обеспечения наличия инфраструктуры и иных мер.
В указанном Федеральном законе право считаться социальным предпринимателем получили лица, осуществляющие выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке десять процентов, при условии соблюдения ряда установленных Законом условий. Деятельность по розничной торговле книгами права считаться социальным предпринимательством не получила.
Деятельность книгораспространителей, и прежде всего розничная торговля, безусловно выполняет важную социальную и культурно-просветительную функцию. Книгораспространители обеспечивают конституционное право граждан на доступ к культуре, неотъемлемой частью которой является книга, реализуют социально значимую книжную продукцию, в том числе детскую и развивающую, организуют мероприятия, имеющие целью пропаганду и продвижение книги и чтения.
По сведениям Российского книжного союза на данный момент в России насчитывается более 1500 книжных магазинов, из которых около 400 расположены в Москве и Санкт-Петербурге.
Именно книжные магазины остаются основным каналом реализации книг. В 2018 г. на их долю приходилось около 70% всех книжных продаж (данные из отраслевого доклада "Книжный рынок России", подготовленного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в 2019 году). Многие книжные магазины выступают культурными центрами, организующими культурные, образовательные и социально-ориентированные мероприятия на бесплатной основе.
Ситуация сложившаяся после закрытия книжных магазинов из-за введения ограничения их деятельности в связи с распространением коронавирусной инфекции, и, как результат, включение Правительством Российской Федерации распространение книг в перечень сфер деятельности для оказания первоочередной адресной поддержки, наглядно выявила актуальность и своевременность решения задачи поддержки книгораспространителей.
Отнесение книжной торговли к социальному предпринимательству даст импульс развитию отрасли, реализующей социально значимую продукцию, а также организующей программы, целью которых является воспитание у граждан интереса к чтению.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статус социального предприятия может получить субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества, при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, составляет не менее пятидесяти процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год).
В связи с тем, что законодательство содержит критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства и их деятельность ограничивается размером дохода в 2 млрд. рублей, законопроект призван оказать поддержку именно предприятиям книжной торговли, являющимся малым и средним бизнесом, и не затронет крупные книжные торговые сети. Это особенно актуально для субъектов Российской Федерации, где сложилась непростая экономическая ситуация с книгораспространением через систему небольших магазинов книжной торговли.
Для решения поставленной задачи предлагается внести изменение в пункт 4 части 1 статью 24.1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ, дополнив деятельностью по реализации в книжных магазинах и павильонах книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.