Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 949691-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона" "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) разработан с целью поддержки и обеспечения законных интересов участников финансового рынка в ситуации, при которой вводимые ограничения, обусловленные реагированием на распространение новой коронавирусной инфекции, препятствуют нормальному осуществлению их деятельности.
Предлагаемые изменения обусловлены следующим.
В соответствии с действующей редакцией части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 403-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, не являющиеся кредитными организациями и осуществляющие функции центрального контрагента до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, для продолжения осуществления функций центрального контрагента в течение пяти лет после дня вступления в силу настоящего Федерального закона вправе получить статус центрального контрагента, предусмотренный Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Закон о клиринге), в упрощенном порядке в соответствии с данной статьей и нормативным актом Банка России при условии приведения своей деятельности в соответствие с требованиями Закона о клиринге и Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках).
Таким образом, с учетом требований Закона о клиринге 1 и Закона о банках, для того, чтобы действующий центральный контрагент был вправе продолжить осуществлять свои функции ему необходимо в срок до 30 декабря 2020 года включительно получить в установленном порядке лицензию небанковской кредитной организации на осуществление банковских операций, а также статус центрального контрагента, и отвечать соответствующим лицензионным требованиям, в том числе обладать уставным капиталом в размере 300 миллионов рублей.
При этом в настоящее время ряд действующих центральных контрагентов, являющихся значимыми участниками финансового рынка и обеспечивающих финансовую стабильность на товарном рынке (включая срочный товарный рынок на бирже АО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа") и на финансовом рынке (включая рынок иностранных ценных бумаг на бирже ПАО "Санкт-Петербургская биржа"), еще не получили лицензии небанковских кредитных организаций, необходимые для продолжения их деятельности.
В то же время, пандемия и принимаемые в связи с ней меры влияют на экономику в целом, сказываются на финансовом положении предприятий и, как следствие, на стоимости финансовых активов, в том числе ценных бумаг, стоимость которых входит в расчет нормативов кредитных организаций. При существенном снижении их стоимости могут потребоваться дополнительные действия по докапитализации центральных контрагентов, в то время, как ресурсы указанных организаций следует прежде всего направить на поддержание их финансовой устойчивости, обеспечение непрерывности их деятельности.
Кроме того, вводимые в Российской Федерации меры, направленные на ограничение присутствия сотрудников на рабочих местах, осложняют подготовку указанными организациями необходимых комплектов документов в сжатые сроки с учетом приоритета на сохранение непрерывности их деятельности, существенно замедляют взаимодействие между организациями и Банком России, в частности осложняют своевременную подготовку разъяснений по спорным вопросам со стороны Банка России, рассмотрение, согласование и доработку необходимых для получения лицензий документов. Важно отметить, что некоторые из указанных документов утверждаются решением общего собрания, при этом финансовые организации с учетом вводимых в стране мер вероятно будут назначать годовые общие собрания в конце августа и сентябре 2020 вместо июня 2020 2. Все это ставит под сомнение возможность соблюдения указанными организациями установленного для получения лицензий срока.
Между тем, отсутствие лицензий, необходимых для продолжения деятельности критически значимой инфраструктуры рынка может повлечь крайне негативные последствия, связанные с нарушением стабильности финансового рынка и резкого подрыва доверия к нему.
С учетом изложенного в Законопроекте предлагается увеличить на один год срок получения юридическими лицами, осуществляющими функции центрального контрагента, соответствующего статуса центрального контрагента (до конца 2021 года).
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1Пункт 17 статьи 2, глава 2 Закона о клиринге; пункт 3 части пятой статьи 1, пункт 4 части второй статьи 11 Закона о банках.
2 Как, в частности следует из рекомендаций, изложенных в письме Банка России от 9 апреля 2020 г. N ИН-06-28/54 "О проведении годовых общих собраний и распределении прибыли в 2020 году"
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуют дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.