Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 916988-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" (о поддержке самозанятых граждан), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 916988-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Создание условий для вовлечения подавляющего числа самозанятых граждан в легальную предпринимательскую деятельность требует формирования системы дополнительных стимулов для них, которые должны обеспечиваться государством и местным самоуправлением. Вместе с тем в настоящее время в законодательстве Российской Федерации не предусмотрены необходимые меры поддержки самозанятых граждан в целях вовлечения их в легальное предпринимательство.
Указанная задача может быть решена посредством распространения на таких гражданам прав пользоваться мерами поддержки, реализуемыми в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 209-ФЗ), в том числе за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных для оказания поддержки субъектам МСП.
Нормами законопроекта предлагается внести дополнения в пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 209-ФЗ ", предусматривающие отнесение к основными целями государственной политики в области развития МСП в Российской Федерации, создание для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - физические лица, применяющие специальный налоговый режим), условий для ведения предпринимательской деятельности.
Согласно положениям законопроекта физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе будут обратиться за оказанием поддержки, предусмотренной статьями 17 - 21, 23, 25 Федерального закона N 209-ФЗ, и поддержки, также предоставляемой корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, а также в организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, корпорацию развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерние общества. Законопроектом к таким мерам, в частности, предлагается отнести финансовую, имущественную, информационную и консультативную поддержку указанных физических лиц, предусмотренную в настоящее время Федеральным законом N 209-ФЗ для субъектов МСУ.
В соответствии с законопроектом условия и порядок оказания поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, будут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства, коллегиальными органами управления ее дочерних обществ, а в случае, если такие органы в дочерних обществах не образованы, - высшими органами управления указанных обществ.
Кроме того, положения законопроекта предусматривают, что в единый реестр субъектов МСП - получателей поддержки, подлежат внесению сведения о физических лицах, применяющих специальный налоговый режим, которым в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 279-ФЗ оказана поддержка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и об оказанной таким физическим лицам поддержке.
Положения части 2 проектируемой статьи 14.1 Федерального закона N 209-ФЗ предусматривают, что мероприятия по поддержке физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, включаются в государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы). Вместе с тем полагаем, что в законопроекте необходимо предусмотреть, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с предусмотренными Федеральным законом N 209-ФЗ (в редакции законопроекта) формами поддержки указанных физических лиц вправе самостоятельно оказывать им иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (по аналогии с положениями части 3 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ, определяющей формы, условия и порядок поддержки субъектов МСУ). Кроме того, действующим положениям статьи 25.1 Федерального закона N 209-ФЗ регулируются вопросы деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства. В частности, в части 1 данной статьи Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что указанная корпорация осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере МСП в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, предусмотренной данным Федеральным законом.
Учитывая, что положения законопроекта предусматривают, что физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе обратиться за оказанием поддержки, предоставляемой, в частности, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, полагаем, что положения статьи 25.1 Федерального закона N 209-ФЗ следует распространить на указанных физических лиц в части оказания им поддержки данной корпорацией.
В целом принятие указанного законопроекта позволит создать возможность участия самозанятых граждан в программах, реализуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства и его дочерними обществами, в целях получения данными гражданами мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом N 209-ФЗ, к которым относятся, в частности, кредитно-гарантийная поддержка, возможность участия в льготных лизинговых программах, доступ к сервисам Портала Бизнес-навигатора МСП, возможность участия в программах обучения субъектов МСУ.
Одновременно отмечаем, что в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV, органы государственной власти Российской Федерации вынуждены были принять и принимают особые экстренные меры по предотвращению распространения данной инфекции на территории Российской Федерации и территориях субъектов Российской Федерации, в том числе по самоизоляции граждан и ограничению их передвижения, приостановлению или ограничению деятельность организаций в целом ряде отраслей экономики и социальной, образовательной, культурной сфере и т.д. В данных условиях самыми незащищенными субъектами хозяйственной деятельности являются субъекты МСП, а также самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах в установленном порядке. В связи с этим данным субъектам МСП, а также самозанятым гражданам требуется особая государственная и муниципальная поддержка.
В целях поддержки субъектов МСП, а также самозанятых граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV, и предотвращения ее последствий на федеральном уровне представляется целесообразным рассмотреть возможность установления дополнительных законодательных мер их поддержки в части:
- предоставления за счет средств федеральных резервных фондов, фонда национального благосостояния, корпорации развития малого и среднего предпринимательства субъектам МСП и самозанятым гражданам, зарегистрированным в установленном порядке, беспроцентных и безвозвратных ссуд на 3 месяца, с возможной пролонгацией до конца текущего года, но исключительно для целей выплаты средней заработной платы работникам данных субъектов и средней заработной платы (или минимального размера оплаты труда) указанным самозанятым гражданам, которая будет определяться по данным налоговой отчетности;
- предоставления за счет федеральных резервных фондов, фонда национального благосостояния, корпорации развития малого и среднего предпринимательства субъектам МСП и самозанятым гражданам, зарегистрированным в установленном порядке, льготных кредитов (по ставке не более 1 процента) для поддержки их предпринимательской деятельности со сроком погашения не ранее конца 2021 года;
- предоставления до конца 2021 года субъектам МСП льгот по уплате федеральных налогов и налогов, по специальным налоговым режимам, в том числе по упрощенной системе налогообложения, системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системе налогообложения, в отношении самозанятых граждан - налоговых льгот или полного освобождения от уплаты налога на профессиональный доход (в порядке эксперимента и с учетом того, что число регионов, где самозанятые вправе перейти на уплату налога на профессиональный доход, может увеличиться уже с июля текущего года);
- предоставления до конца 2021 года субъектам МСП, а также самозанятым гражданам, зарегистрированным в установленном порядке, льгот или полного освобождения от уплаты арендной платы за использование федерального имущества (установление аналогичных льгот необходимо рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части уплаты арендной платы за использование имущества субъектов Российской Федерации).
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.