Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 951197-7 "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Основными субъектами, использующими речные бассейны Черноморского и Азовского побережий для сброса сточных вод, являются отрасль жилищно-коммунального хозяйства, а также объекты курортного и туристского комплексов, которые осуществляют прием, очистку и отведение сточных вод.
Таким образом, в случае нахождения места сброса сточных вод в поверхностный водный объект в границах первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, министерством природных ресурсов Краснодарского края или Кубанским бассейновым водным управлением (уполномоченными органами по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование) принимается решение об отказе в предоставлении таких водных объектов в пользование.
В настоящее время большинство объектов жилищно-коммунального хозяйства и курортно-туристского комплекса, введенных в эксплуатацию в 1950-1960 годах до вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации (до 1 января 2017 года), осуществляют сброс сточных, в том числе дренажных, вод в границах второй зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, что противоречит требованиям водного законодательства.
На территории Краснодарского края до вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации заключено 67 договоров водопользования на реках и 123 договора водопользования на морях, согласно которым предоставлено право пользования водными объектами для целей сброса сточных вод и осуществляется сброс сточных, в том числе дренажных, вод в границах второй зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, что также противоречит требованиям водного законодательства.
Правоустанавливающие документы по предоставлению в пользование водных объектов имеют срочный характер. По истечении срока их действия повторное предоставление в пользование этих водных объектов невозможно. До конца 2024 года истечет срок действия выданных решений о предоставлении водных объектов в пользование в целях сброса сточных вод у 67 водопользователей, среди которых международные аэропорты городов-курортов Геленджик и Сочи, морские торговые порты, санатории, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, предприятия и организации, эксплуатирующие объекты олимпийского наследия.
В 2018 - 2019 годах министерством природных ресурсов Краснодарского края по вышеуказанным основаниям в 18 случаях при оформлении договоров было отказано в предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных вод АО "Уралэнергострой" (5 случаев отказа), ООО "ТМ Трейд", ПАО "Сургутнефтегаз", ООО "Мацестареалстрой", АО "Ульяновсккурорт" (2 случая), ФГБУ "Главрыбвод" (2 случая отказа), пансионат МГУ "Буревестник", МУП г. Сочи "Водосток", ООО "Аском-Водстрой", ИП Ляшенко Т.Н., ИП Фукс В.В. (2 случая отказа). Кубанским бассейновым водным управлением отказано МУП г. Сочи "Водоканал", ООО "КСКК "AКBAЛOO".
С целью сохранения курортно-рекреационного потенциала и инвестиционной привлекательности Краснодарского края данным проектом федерального закона предлагается предоставить хозяйствующим субъектам возможность сброса сточных, в том числе дренажных, вод, очищенных до установленных нормативов, в водные объекты, находящиеся во второй зоне округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Проект федерального закона доработан с учетом предложений и замечаний, указанных в заключении Комиссии Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.