Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 941158-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 941158-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки", (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях повышения привлекательности и доступности государственных гарантий Российской Федерации в условиях необходимости решения неотложных задач по поддержке экономики.
В частности предлагается:
1) установить возможность досрочного исполнения государственных гарантий в случае принятия арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и открытия в отношении принципала конкурсного производства и в иных случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете. При этом денежные средства на исполнение таких государственных гарантий Российской Федерации будут учитываться в расходах федерального бюджета, в том числе предоставленных с правом регрессного требования гаранта к принципалу, после завершения в отношении принципала конкурсного производства и ликвидации принципала.
2) в целях сохранения баланса интересов и соразмерного распределения рисков между всеми участниками государственной гарантийной поддержки из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключить положения об отзыве и неисполнении государственных (муниципальных) гарантий по кредитам (займам) вследствие непредоставления (невосстановления) принципалом обеспечения регрессных требований гаранта. При этом устанавливается возможность отзыва государственных (муниципальных) гарантий, обеспечивающих исполнение обязательств принципалов по кредитам (займам), только в случаях нецелевого использования средств кредита (займа), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией и несогласованного с гарантом изменения основного обязательства, обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией;
3) установить меры воздействия на принципала за неисполнение обязанности по восстановлению обеспечения регрессных требований, по аналогии с применяемыми мерами за неисполнение денежных обязательств перед публично-правовым образованием (запрет на предоставление бюджетных кредитов, государственных (муниципальных) гарантий, субсидий и бюджетных инвестиций);
4) в целях поддержки экспорта:
- установить возможность принятия в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной (муниципальной) гарантии государственных гарантий иностранных государств;
- создать возможность предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта не только промышленной продукции, но и иных отраслей;
5) установить возможность исполнения государственных (муниципальных) гарантий в валюте, отличной от валюты основного обязательства. По мнению Комитета это будет способствовать переходу на расчеты и финансирование экспортных контрактов в национальной валюте, а также позволит банкам-бенефициарам по государственным (муниципальным) гарантиям в иностранной валюте применять понижающий коэффициент риска по рублевым активам при расчете нормативов в соответствии с требованиями Банка России;
6) устранить правовую неопределенность и исключить необходимость привлечения агентов по вопросам предоставления и исполнения государственных (муниципальных) гарантий. Законопроектом устанавливается, что привлечение агентов по указанным вопросам является не обязанностью гаранта, а правом.
Комитет считает, что с учетом текущей повышенной потребности предприятий в государственных гарантиях необходимо обеспечить рассмотрение законопроекта Государственной Думой в возможно короткие сроки.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 941158-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования механизма государственной (муниципальной) гарантийной поддержки" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.