Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 17 апреля 2020 г. N 3.5-03/645
на проект федерального закона N 941158-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 апреля 2020 года, комитет отмечает следующее.
Законопроект разработан Правительством Российской Федерации и предусматривает совершенствование порядка предоставления и исполнения государственных (муниципальных) гарантий в целях повышения их привлекательности и доступности в условиях необходимости принятия оперативных мер по поддержке экономики.
Так, Федеральным законом устанавливается возможность предоставления государственных гарантий Российской Федерации, обеспечивающих исполнение обязательств принципала по кредитному договору, срок исполнения которых будет считаться наступившим в случае принятия арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства.
Исполнение государственной гарантии Российской Федерации, предоставленной в соответствии с указанными положениями, будет осуществляться в рассрочку в порядке, объеме (сумме) и в сроки, которые установлены государственной гарантией Российской Федерации, по мере наступления установленных кредитным договором сроков (графика) исполнения указанных обязательств принципала по кредитному договору, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, в том числе после завершения в отношении принципала конкурсного производства и ликвидации принципала.
При этом денежные средства на исполнение таких государственных гарантий Российской Федерации будут учитываться в расходах федерального бюджета, в том числе предоставленных с правом регрессного требования гаранта к принципалу, после завершения в отношении принципала конкурсного производства и ликвидации принципала, что может повлечь за собой дополнительные расходы федерального бюджета в будущих периодах.
Федеральным законом из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключается положение об отзыве и неисполнении государственных (муниципальных) гарантий по кредитам (займам) вследствие непредоставления (невосстановления) принципалом обеспечения регрессных требований гаранта.
Следует отметить, что комитет обращал внимание на необходимость корректировки норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятых Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" и предусматривающих отзыв государственной (муниципальной) гарантии в случае ухудшения финансового состояния принципала, так как их принятие существенно снизило привлекательность государственных гарантий из-за необходимости увеличения объемов резервирования средств российскими банками по кредитам с государственными гарантиями.
При этом рассматриваемым Федеральным законом устанавливается возможность отзыва государственных (муниципальных) гарантий, обеспечивающих исполнение обязательств принципалов по кредитам (займам), только в случаях нецелевого использования средств кредита (займа), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией и несогласованного с гарантом изменения основного обязательства, обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией.
Вместе с тем Федеральным законом предусматриваются меры воздействия на принципала за неисполнение обязанности по восстановлению обеспечения регрессных требований, а также правовые последствия неисполнения указанной обязанности по аналогии с применяемыми мерами за неисполнение денежных обязательств перед публично-правовым образованием (запрет на предоставление бюджетных кредитов, государственных (муниципальных) гарантий, субсидий и бюджетных инвестиций).
Также Федеральным законом вносятся изменения, направленные на поддержку экспорта:
- устанавливается возможность принятия государственных гарантий иностранных государств в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной (муниципальной) гарантии;
- предусматривается возможность предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта не только промышленной продукции, но и других отраслей.
Кроме того, предусматривается возможность исполнения государственных (муниципальных) гарантий в валюте, отличной от валюты основного обязательства, обеспеченного такой гарантией. Принятие данной нормы будет способствовать снижению спроса со стороны государства на иностранную валюту и финансированию экспортных операций в рублях (переходу на расчеты и финансирование экспортных контрактов в национальной валюте), а также позволит банкам-бенефициарам по государственным (муниципальным) гарантиям в иностранной валюте применять понижающий коэффициент риска по рублевым активам при расчете нормативов в соответствии с требованиями Банка России.
Также устраняется правовая неопределенность в части необходимости привлечения агентов по вопросам предоставления и исполнения государственных (муниципальных) гарантий. Устанавливается, что привлечение агентов по указанным вопросам является правом, а не обязанностью гаранта.
С учетом поправок, принятых во втором чтении, положения рассматриваемого Федерального закона дополнены нормами, предусматривающими внесение изменений в Федеральный закон от 12 ноября 2019 года N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году".
Федеральным законом предусматривается возможность предоставления в 2020 году "горизонтальных" бюджетных кредитов из бюджета одного субъекта Российской Федерации другому.
Такой бюджетный кредит может быть предоставлен на срок до трех лет, а порядок его предоставления, использования и возврата будет устанавливаться тем субъектом Российской Федерации, которым предоставляется бюджетный кредит.
При этом в отношении "горизонтальных" бюджетных кредитов приостанавливается требование Бюджетного кодекса, в соответствии с которым такой кредит может быть предоставлен только в случае отсутствия просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием.
Введение нового механизма осуществления заимствований средств субъектами Российской Федерации является в настоящее время особо востребованным, при этом возможность его реализации осложняется рисками отсутствия свободных денежных средств в связи с неблагоприятной экономической ситуацией на всей территории Российской Федерации.
Для субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), кредитный рейтинг которых ниже уровня, установленного Правительством Российской Федерации, снимаются ограничения до 1 января 2021 года для размещения их ценных бумаг.
Одновременно устанавливается, что доходность к погашению ценных бумаг данных субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), рассчитанная исходя из цены их размещения, не может превышать ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на 1 процентный пункт.
Также на 2020 год приостанавливаются положения Бюджетного кодекса, согласно которым приложением к соответствующему закону (решению) о бюджете являются:
- программы государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации (муниципальных внешних заимствований);
- программы государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в иностранной валюте;
- программы государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации (муниципальных внутренних заимствований);
- программы государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон отменяет ограничения на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в части их предоставления только в случаях, предусмотренных федеральным законом и законом (решением) о соответствующем бюджете.
Также предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом осуществлять в 2020 году государственные внутренние (внешние) заимствования Российской Федерации и предоставлять государственные гарантии Российской Федерации с превышением предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" показателей верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации, программ государственных внутренних (внешних) заимствований Российской Федерации, программ государственных гарантий Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.