Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 апреля 2020 г. N 5.1-01/999
на проект федерального закона N 941416-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей",
принятый Государственной Думой 17 апреля 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 941416-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 11 апреля 2020 года и принят Государственной Думой в первом чтении 14 апреля 2020 года, во втором чтении - 17 апреля 2020 года. Во втором чтении в текст Федерального закона внесены изменения, в том числе юридико-технического характера.
Федеральный закон направлен на обеспечение доступности для семей, в состав которых входят граждане, признанные в установленном порядке безработными, мер социальной поддержки, назначаемых с учетом доходов семьи.
При установлении нуждаемости семьи (одиноко проживающего гражданина) в предоставлении различных мер социальной поддержки рассчитывается среднедушевой доход семьи за период, предшествующий дню обращения за получением данных мер. В зависимости от конкретного вида выплат период составляет от 3 до 12 месяцев. При этом в доходе семьи учитывается также доход гражданина, который на момент подачи заявления на назначение выплаты является безработным. В этом случае учет дохода от трудовой деятельности за прошлый период не позволяет семье, являющейся малоимущей на момент подачи заявления, претендовать на получение государственной поддержки.
Федеральный закон предусматривает исключение доходов безработных граждан, полученных за прошлый период, из доходов семьи, в состав которой входят такие граждане, учитываемых для признания малоимущими и оказания государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", а также для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 418-ФЗ). Данная норма будет применяться до 31 декабря 2020 года включительно.
Также в Федеральный закон N 418-ФЗ вносятся иные изменения (без ограничения срока их действия), касающиеся расчета среднедушевого дохода семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка: уточняется расчетный период для исчисления среднедушевого дохода семьи; изменяются формулировки, касающиеся состава семьи, учитываемого при расчете ее среднедушевого дохода; при расчете среднедушевого дохода семьи не будут учитываться суммы данных ежемесячных выплат (норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года, то есть со дня вступления в силу Федерального закона N 418-ФЗ).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона может потребовать дополнительных расходов федерального бюджета, осуществляемых в текущем финансовом году в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в соответствии с пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, а также вопросы, находящиеся в соответствии с пунктом "ж" (защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 3 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 1 мая 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.