Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 938282-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"
(в целях установления для иностранных граждан и лиц без гражданства упрощенного порядка получения российского гражданства)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 938282-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" (далее - законопроект) разработан во исполнение ряда поручений Президента Российской Федерации.
Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 7 апреля 2020 г., 9 апреля 2020 г. Совет Государственной Думы назначил Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками ответственным в работе над законопроектом.
Одним из условий действующего порядка приобретения иностранными гражданами гражданства Российской Федерации, в том числе в упрощенном порядке, является обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства.
С учетом действующего уведомительного порядка подтверждения отказа от иностранного гражданства законопроектом предлагается исключить требование об обращении соискателя российского гражданства в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иного гражданства. Данное изменение обеспечит приведение норм Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" в соответствии со статьей 62 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом, что относится к основам правового статуса личности в Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается при приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке исключить требования о соблюдении условия пятилетнего срока нахождения на территории Российской Федерации и подтверждении наличия законного источника средств к существованию для совершеннолетних лиц без гражданства, если такие лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств; иностранных граждан, состоящих в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеющим в этом браке общих детей; иностранных граждан, имеющих хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации, а также для иных категорий иностранных граждан, указанных в пункте 2 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
Кроме того, исходя из гуманитарных соображений, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, законопроектом предусмотрено предоставление права обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в аналогичном упрощенном порядке при наличии вида на жительство, но без соблюдения установленного срока проживания в Российской Федерации иностранным гражданам, имеющим гражданство Республики Молдова или Украины. В рамках реализации мер по сближению государств - участников Союзного государства данные преференции предлагается распространить на граждан Республики Беларусь, а также на граждан Республики Казахстан, в связи с тем, что русский язык является для них официальным и указанные лица используют его в повседневной жизни.
Также законопроектом предлагается сократить с трех лет до одного года срок осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации для лиц, окончивших российские образовательные или научные организации.
Положения законопроекта соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным и конституционным законам, международным договорам Российской Федерации, в том числе положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, реализация мер, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Исходя из финансово-экономического обоснования к законопроекту, дополнительных расходов федерального бюджета не требуется.
Кроме того не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства, за исключением внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 733 "Об утверждении Правил осуществления Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами учета письменных уведомлений о наличии у граждан Российской Федерации гражданства иного государства" и приказ МВД России от 16 сентября 2019 г. N 623 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений".
Замечаний и предложений от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не имеется.
Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 938282-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства".
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.