Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 938282-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагаются изменения, направленные на усовершенствование порядка приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке для отдельных категорий лиц.
Проектная часть первая статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) нуждается в доработке. Необходимо соотнести термины "лица без гражданства" и "не получили гражданство этих государств", исходя из того, что термин "лицо без гражданства" означает отсутствие у данного лица гражданства любого государства. Кроме того, формулировка "не получили гражданство этих государств" не исключает лиц, которые получили в прошлом, но на дату обращения утратили гражданство третьих государств.
Проектный пункт "л" части второй статьи 14 Федерального закона, в котором указаны граждане отдельных государств, входивших в состав СССР, полагаем необходимым дополнить такими условиями, например, как приобретение гражданства по рождению или длительность состояния в гражданстве этих государств. Предлагаемая редакция не исключает возможность воспользоваться таким правом со стороны лиц, имеющих одновременно гражданство третьих государств и без утраты такого гражданства получивших гражданство указанных в проекте государств. Отмечаем также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой запрещается вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, а субъекты права при равных условиях должны находиться в равном положении (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2015 года N 4-П).
Относительно указанного в части второй.2 статьи 14 Федерального закона критерия "имеет в этом браке общих детей" можно было бы также учитывать совместных детей, родившихся до брака.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.