Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 941413-7 "О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части отнесения к расходам налогоплательщика расходов на приобретение средств индивидуальной защиты, тест-систем для диагностики новой коронавирусной инфекции и медицинского оборудования),
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 941413-7 "О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект разработан Правительством Российской Федерации в целях исключения дополнительной налоговой нагрузки на организации, приобретающие средства индивидуальной защиты, тест-системы для диагностики новой коронавирусной инфекции и медицинского оборудования для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции (в том числе, признаваемого амортизируемым имуществом).
В этой связи соответствующее изменение вносится в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации путем ее дополнения пунктом 48.12.
В соответствии с предлагаемым изменением расходы на приобретение средств индивидуальной защиты, тест-систем для диагностики новой коронавирусной инфекции и медицинского оборудования для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции можно будет учитывать в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Одновременно определяются пределы такой возможности в рамках норм, установленных Правительством Российской Федерации, которое будет определять перечень таких средств, систем и оборудования.
Положения рассматриваемого проекта федерального закона, в соответствии с его статьей 2, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Поддерживая признание указанных расходов в целях налогообложения, Комитет обращает внимание на то, что ко второму чтению необходимо уточнить несколько вопросов.
Возникает неясность, на каких налогоплательщиков распространяется предлагаемая норма. Так, например, расходы на средства индивидуальной защиты уже признаются в составе материальных расходов в полном объёме на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации. Представляется целесообразным вместо дублирования в проектируемом пункте 48.12 актуализировать установленные межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года N 290н (с последующими изменениями).
Вызывает вопрос целесообразность признания расходов на приобретение медицинского оборудования для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции прочими расходами для целей налогообложения как меры поддержки налогоплательщиков и населения, поскольку диагностику и тем более лечение могут осуществлять только медицинские организации, для которых в свою очередь статьей 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации уже установлена налоговая ставка 0% по налогу на прибыль организаций.
Также требуется устранение неоднозначности в части признания затрат на приобретение амортизируемого имущества. С целью устранения двойного учёта таких расходов в целях налогообложения представляется необходимым внести корреспондирующиеся нормы в статью 256 Налогового кодекса в части не начисления амортизации на медицинское оборудование, расходы на приобретение которого были учтены на основании проектируемого подпункта 48.12, в том случае, если указанное оборудование будет использовано самим налогоплательщиком.
Таким образом, представляется целесообразным уточнить ко второму чтению, распространяется ли проектируемый подпункт 48.12 на случаи закупки налогоплательщиком средств индивидуальной защиты, тест-систем и медицинского оборудования для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции для дальнейшей их передачи населению, медицинским учреждениям, благотворительным организациям или соответствующим подведомственным организациям (учреждениям) органов государственной власти.
В этом случае представляется необходимым уточнить формулировку предлагаемой нормы, дополнительно рассмотреть вопрос о предоставлении вычета либо налоговой ставки 0% по таким операциям в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также предоставить возможность учитывать в целях налогообложения расходы, связанные с такой передачей, поскольку по общему правилу, если иное не предусмотрено, в соответствии с пунктом 16 статьи 270 Налогового кодекса расходы не учитываются в целях налогообложения.
Учитывая предлагаемое распространение положений законопроекта на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, представляется неочевидным предлагаемый порядок вступления в силу законопроекта через 1 месяц со дня его официального опубликования. С учетом необходимости разработки Правительством Российской Федерации перечня указанных тест-систем и оборудования, полагаем необходимым ко второму чтению изменить порядок вступления в силу так, чтобы законопроект мог вступить в силу со дня его официального опубликования.
Комитет также полагает необходимым проработать ко второму чтению возможность включения иных вопросов, связанных с поддержкой налогоплательщиков в условиях сложной экономической и эпидемиологической ситуации в стране.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 941413-7 "О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.