Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 апреля 2020 г. N 5.1-01/996
на проект федерального закона N 941413-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 17 апреля 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 941413-7 "О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 11 апреля 2020 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было изменено его наименование и расширено содержание.
Федеральный закон направлен на сокращение издержек налогоплательщиков, обусловленных борьбой с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - НКИ), и создание дополнительных источников финансирования санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Федеральным законом предусматривается освобождение от налога на доходы физических лиц доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена НКИ, и лицам из групп риска заражения НКИ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета.
В состав доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, Федеральным законом включаются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением НКИ, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, перечисленных в статье 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), включены расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением НКИ (новая редакция подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса), расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) НКИ по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования (новый подпункт 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса).
Федеральным законом налогоплательщикам налога на прибыль организаций, уплачивающим в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, предоставляется право перейти до окончания налогового периода 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода, составляющего четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. При этом сумма авансовых платежей, под лежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Федеральным законом также вносится изменение в порядок применения в 2020 году пункта 3 статьи 286 Налогового кодекса. Согласно действующей редакции данного пункта организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Федеральным законом увеличена предельная величина доходов от реализации до 25 миллионов рублей за каждый квартал.
Федеральный закон не противоречит основам налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов федеральных налогов. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 1 мая 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.