Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - законопроект) разработан с целью урегулирования правоотношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.
1. Законопроектом предусмотрено, что административный штраф в 2020 году должен быть уплачен являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом, а также руководителем и иными работниками указанного юридического лица, совершившими административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, привлеченными к административной ответственности, не позднее чем в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Указанные положения не будут распространяться на административные правонарушения, положения о которых имплементированы в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также на главу 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Законопроектом предлагается расширить перечень сфер, на которые будет распространяться принцип "лицензия автоматом". Это сферы, деятельность в которых регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации в части аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда; Водным кодексом Российской Федерации в части продления сроков действий разрешительных документов на водопользование; Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в части аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда; Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в части государственной экологической экспертизы; Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части продления действия свидетельства о присвоении гостинице, горнолыжной трассе или пляжу определенной категории, выданного аккредитованной организацией; Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в отношении временного подключения (технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения; Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части продления разрешений на такси; Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части продления сроков действия разрешительных документов в области охраны окружающей среды.
3. Законопроектом также предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочием по установлению особенностей организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе условий и требований, соблюдение которых необходимо для предоставления указанных услуг, порядка переоформления, продления или приостановления срока действия документов, выданных по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, особого порядка взаимодействия органов и организаций с заявителями, в том числе без необходимости личного посещения ими соответствующих органов и организаций.
4. Правительством Российской Федерации ранее был введен мораторий сроком на 6 месяцев на подачу кредиторами заявления о признании банкротом в отношении отдельных должников. При этом в целях выхода из трудной финансовой ситуации компаний, в отношении которых был введен указанных мораторий, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предлагается дополнить положениями, в соответствии с которыми если в период действия моратория по заявлению должника, на которого распространяется действие моратория, введена процедура наблюдения или реструктуризации долгов гражданина, такой должник при соблюдении определенных критериев вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении судебной рассрочки. Судебная рассрочка предоставляется судом с учетом условий и сроков, проектируемых законопроектом. Судебная рассрочка распространяется на требования всех кредиторов, в том числе не включенные в реестр требований кредиторов.
5. В дополнение к ранее принятому комплексу мер поддержки туроператоров предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием не только изменять сроки перечисления ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности, но и уменьшать размер указанного ежегодного взноса. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность для туристов вернуть денежные средства, уплаченные за туристский продукт, как от туроператора, так и от турагента. Законопроектом предусматривается возможность смягчения последствий для должностных лиц туроператора при исключении сведений из реестра по независящим от него обстоятельствам, таким как непредставление финансового обеспечения ответственности туроператора (договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии) на новый срок, в том числе в связи с отзывом лицензии у страховщика или банка.
Законопроектом также предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочием по установлению особенностей отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения, в том числе в части порядка, сроков и условий возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании.
Также законопроектом предусматривается дополнение Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" новой статьей 10.4 "Особенности изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта в отдельных случаях". При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части или в случае принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну (место) временного пребывания либо возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы их жизни и здоровью, а равно опасности причинения вреда их имуществу Правительство Российской Федерации может принять решение о приостановлении на установленный им срок обязательств туроператоров по возврату туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм при условии предоставления таким туроператором туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта обязательства об обеспечении предоставления им в установленный срок равнозначного туристского продукта.
Если турист до окончания периода действия обязательства не воспользуется туристским продуктом, договор о реализации туристского продукта расторгается и туроператор обязан возвратить уплаченные таким туристом денежные суммы за туристский продукт не позднее чем в течение 10 дней с даты истечения срока действия обязательства, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами.
6. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части законопроект предусматривает право Правительства Российской Федерации устанавливать особенности изменения и расторжения договора перевозки пассажира, а также возврата платы за проезд пассажира и за провоз его багажа.
7. Законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочия по установлению особенностей оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Реализация законопроекта позволит Правительству Российской Федерации в период эпидемии и чрезвычайных ситуаций в условиях возникновения дефицита медицинских работников оперативно регулировать особенности оказания медицинской помощи, в том числе межведомственного характера, что создаст устойчивость правового регулирования в сфере охраны здоровья.
8. Предлагаемые изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" направлены на изменение отдельных требований, касающихся регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменения в Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части закрепления порядка исчисления сроков, устанавливаемых законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и уточнения положений статей 102, 103 и 107 о продлении исчисления устанавливаемых указанными статьями предельных сроков для совершения определенных действий (подачи декларации на товары, подачи подтверждающих документов после выпуска товаров).
9. В связи с необходимостью оказания поддержки арендаторам недвижимого имущества законопроектом предлагается ввести для арендодателей государственного и муниципального имущества при обращении добросовестных арендаторов обязанность заключать дополнительные соглашения, предусматривающие пролонгацию сроков договоров аренды (до одного года), заключенных до введения в 2020 году на территории соответствующего субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности, на прежних условиях или условиях, не ухудшающих положений арендаторов. Кроме того, в связи с необходимостью обеспечения мер поддержки в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших в условиях ухудшения экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции и неспособных оплачивать арендные платежи, предлагается обязать арендодателей при обращении добросовестно исполнявших свои обязанности арендаторов заключать соглашения о досрочном расторжении договоров аренды без взимания неустойки, убытков или иных штрафных санкций.
При этом вводимые положения предлагается сделать обязательными для исполнения владельцами государственной и муниципальной собственности без привязки к отраслям российской экономики, признанным в наибольшей степени пострадавшими в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Аналогичные меры предусмотрены в целях поддержки граждан и организаций, арендующих земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Законопроектом предлагается установление возможности заключения по желанию арендатора соглашения к договору аренды такого земельного участка в части увеличения срока действия указанного договора на три года, независимо от оснований его заключения, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате.
10. Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом устанавливать особенности проведения государственной итоговой аттестации и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, включая порядок и критерии распределения образовательными организациям дополнительных контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. При этом предусматривается, что к числу таких особенностей будет отнесена возможность признания результатов промежуточной аттестации в качестве результатов государственной итоговой аттестации обучающихся, заканчивающих освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
11. В связи с риском невозможности осуществления своевременного взаимодействия заявителей с Роспатентом в процессе предоставления государственных услуг в условиях режима самоизоляции граждан законопроектом предусматривается право Правительства Российской Федерации продлить срок совершения заявителем, правообладателем и иным лицом действий, в том числе связанных с уплатой патентных и иных пошлин.
12. Законопроектом предлагается приостановить до 31 декабря 2021 г. действие пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" в части периодичности проведения Всероссийской переписи населения (не реже одного раза в десять лет) в целях обеспечения защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
13. В связи с тем, что проводимая органами государственной власти и органами местного самоуправления работа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон может не быть завершена в установленные сроки ввиду временных и материально-технических затрат на реализацию мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции законопроектом предусматривается установить особенности применения (вступления в силу) норм, предусмотренных пунктом 18 статьи 1 и частью 2 статьи 7 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность установления особенностей проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования и очно-заочного голосования, в том числе в целях исключения физического контакта между гражданами, а также приостановление до 1 января 2021 г. действие положений Гражданского процессуального кодекса об обязательности предоставления обязанность ресурсоснабжающими организациями, региональными операторами в исковом заявлении идентификаторов ответчика (должника).
14. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" предлагается дополнить новой статьей 14.2, устанавливающей, что при наличии угрозы жизни и (или) здоровью граждан Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе установить особенности доставки обязательного экземпляра документов, касающиеся сроков и порядка доставки обязательного экземпляра документов, а также количества предоставляемых экземпляров.
Законопроектом предлагается также пересмотреть сроки вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Так, необходимо перенести с 1 июля 2020 г. на 1 января 2021 г. сроки вступления в силу положений, касающихся аккредитации и функционирования доверенных третьих сторон, удостоверяющих центров, осуществляющих хранение ключей подписи и позволяющих дистанционно ими управлять (облачная квалифицированная подпись), участие в процедуре аккредитации специальной правительственной комиссии, а также положений, связанных с применением специальных структурированных электронных машиночитаемых доверенностей.
Одновременно законопроектом предполагается закрепить положения о том, что удостоверяющие центры, аккредитованные до 1 июля 2020 г., вправе создавать и выдавать вплоть до 1 декабря 2021 г. квалифицированные сертификаты, которые будут действовать до истечения срока, на который они выданы, но не более чем до истечения срока аккредитации таких удостоверяющих центров и не позднее чем до 1 января 2022 г.
15. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность установления Правительством Российской Федерации особенностей обращения с запросом о проставлении апостиля, проставления апостиля и направления запросов компетентных органов о предоставлении информации, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации" в электронном виде и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ведения реестра апостилей в электронном виде, обеспечения дистанционного доступа к данным о проставленных апостилях со стороны российских и иностранных лиц.
16. Законопроектом предусматривается право Правительства Российской Федерации устанавливать исключения, позволяющие оказывать финансовую поддержу субъектам малого и среднего предпринимательства, в случае если они помимо основной деятельности также осуществляют производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Кроме того, законопроектом предусмотрены особенности формирования Единого реестра субъектов МСП в 2020 году, направленные на обеспечение возможности включения в реестр хозяйствующих субъектов, соответствующих указанным требованиям, но не предоставивших в 2019 году налоговую отчетность в установленные сроки, при условии ее предоставления о 31 мая 2020 г.
Предусмотренный законопроектом срок вступления закона в силу (со дня его официального опубликования) обусловлен необходимостью незамедлительного реагирования на возникающие в настоящее время вызовы.
Законопроект отвечает положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Реализация закона не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
В палатах Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов аналогичного содержания отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"
1. В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - законопроект) потребуется принятие следующих нормативных правовых актов:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О продлении сроков совершения заявителем, правообладателем и иным лицом действий, в том числе связанных с уплатой патентных и иных пошлин, необходимых для осуществления федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридически значимых действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 1246 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Основание подготовки: статья 18 законопроекта.
Срок подготовки: в течение 10 рабочих дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России;
2) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора".
Основание подготовки: статья 4 законопроекта.
Срок подготовки: в течение 10 рабочих дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России;
3) постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования и очно-заочного голосования, установленных статьей 44.1 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Основание подготовки: статья 18 законопроекта.
Срок подготовки: в течение 10 рабочих дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
2. В связи с принятием Федерального закона потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Основание подготовки: статья 18 законопроекта.
Срок подготовки: в течение 10 рабочих дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году".
Основание подготовки: статья 18 законопроекта.
Срок подготовки: в течение 10 рабочих дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России;
3) приказ Минпросвещения России N 609, Рособрнадзора N 1559 от 14 ноября 2019 г. "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2020 году".
Основание подготовки: статья 18 законопроекта.
Срок подготовки: в течение 10 рабочих дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Ответственный исполнитель: Минпросвещения России;
б) приказ Минпросвещения России N 610, Рособрнадзора N 1560 от 14 ноября 2019 г. "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2020 году".
Основание подготовки: статья 18 законопроекта.
Срок подготовки: в течение 10 рабочих дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Ответственный исполнитель: Минпросвещения России;
в) приказ Минпросвещения России N 611, Рособрнадзора N 1561 от 14 ноября 2019 г. "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2020 году".
Основание подготовки: статья 18 законопроекта.
Срок подготовки: в течение 10 рабочих дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Ответственный исполнитель: Минпросвещения России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.