Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 954775-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время диверсификация производств организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования ими выпуска высокотехнологичной промышленной продукции гражданского назначения является одной из приоритетных государственных задач, реализация которой положительным образом отразится на развитии всех высокотехнологичных секторов российской экономики.
В 2016 году Президентом Российской Федерации была поставлена общая задача по достижению организациями ОПК доли выпускаемой продукции гражданского и двойного назначения в 50% от общего производства к 2030 году. Стимулирование производства такими организациями высокотехнологичной продукции гражданского назначения предусмотрено поручениями Президента Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. N Пр-2423 и от 24 января 2018 г. N Пр-288.
Для использования потенциала организаций ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения требуется реализация систематических мероприятий со стороны различных органов государственной власти.
В целях решения указанной задачи диверсификации производства оборонно-промышленных организаций в части стимулирования ими выпуска высокотехнологичной промышленной продукции гражданского назначения необходимо создавать законодательные механизмы и совершенствовать имеющиеся, а также определить понятие "диверсификация производства организаций оборонно-промышленного комплекса, выпускающих высокотехнологичную промышленную продукцию гражданского назначения".
Термин "диверсификация" встречается в различных федеральных законах и подзаконных актов, однако определения данного понятия на законодательном уровне до сих пор не дано.
В связи с чем предлагается внести изменения в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации, как основный закон, регулирующего отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.
Под определением "диверсификация производства организаций оборонно-промышленного комплекса, производящих высокотехнологичную промышленную продукцию гражданского назначения" будет пониматься стимулирование производства такими организациями новых видов высокотехнологичной промышленной продукции гражданского назначения.
При этом предлагается, что для достижения уровня диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса, производящих высокотехнологичную промышленную продукции гражданского назначения, Правительством Российской Федерации будет на ежегодной основе утверждаться соответствующий план мероприятий, который будет содержать мероприятия:
по реализации необходимых изменений законодательства Российской Федерации в целях стимулирования указанными организациями производства высокотехнологичной продукции;
по стимулированию экспорта высокотехнологичной продукции указанными организациями;
по созданию условий по стимулированию внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию указанных организаций, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок отдельных видов юридических лиц;
по стимулированию локализации производств новых видов высокотехнологичной продукцию указанными организациями;
по предоставлению указанным организациям субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, необходимых для выпуска высокотехнологичной продукции указанными организациями;
по осуществлению централизованных государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельных видов юридических лиц высокотехнологичной продукции указанных организаций;
по взаимодействию с кредитными учреждениями для получения заемных средств, необходимых для осуществления производства высокотехнологичной продукции указанными организациями;
по созданию или освоению производства высокотехнологичной продукции указанными организациями путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий или критическим технологиям, использованию наилучших доступных технологий в промышленном производстве.
Данный подход позволит Правительству Российской Федерации синхронизировать работу различных органов власти и реализуемых ими мероприятий в целях стимулирования производства высокотехнологичной промышленной продукции гражданского назначения, а также повышения устойчивости функционирования предприятий ОПК.
Реализация предлагаемых законопроектом мер позволит создать долговременный механизм развития российского производства высокотехнологичной продукции в целях стимулирования уровня экономического роста на отдельных отраслевых рынках.
Такой подход соответствует Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", которым предусмотрено достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в части экономического развития. Достижение указанных целей может обеспечиваться через стимулирование локализации новых производств товаров на территории Российской Федерации.
Целью реализации законопроекта является использование потенциала организаций ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.
С принятием законопроекта будут созданы:
1) надлежащие правовые основания для реализации промышленной политики в Российской Федерации в области диверсификации производства высокотехнологичной промышленной продукции организациями отечественной промышленности, в том числе относящихся к ОПК, с соответствующими особенностями последних;
2) законодательная основа для реализации следующих возможных мер, направленных на обеспечение (стимулирование) диверсификации производства промышленной продукции, в рамках:
а) установления в федеральных законах "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" обязательных квот по закупке гражданской продукции и продукции двойного назначения, выпускаемой организациями ОПК в рамках диверсификации их производства (как это реализовано для субъектов малого или среднего бизнеса);
б) предоставления преференций в конкурсах по закупке гражданской продукции и продукции двойного названия для обеспечения государственных и муниципальных нужд для организаций ОПК, осуществляющих диверсификацию производства;
в) установление особенностей осуществления закупки гражданской продукции и продукции двойного названия для обеспечения государственных и муниципальных нужд, производство которой создается и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключаемым с организацией ОПК, осуществляющей диверсификацию производства;
г) предоставление организациям ОПК, осуществляющим диверсификацию производства, налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, например, на период освоения производства соответствующей гражданской продукции;
д) субсидирование финансирования из федерального бюджета программ по диверсификации производства, реализуемых предприятиями ОПК, а также процентных ставок по кредитам (займам), привлеченным на эти цели;
е) утверждение ежегодного плана мероприятий по стимулированию организаций оборонно-промышленного комплекса, производящих радиоэлектронную продукцию.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и других международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" не потребует внесения изменений в федеральные законы.
Перечень федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Потребуется принятие постановлений Правительства Российской Федерации:
"Об определении требования к содержанию и порядку подготовки, а также порядку рассмотрения ежеквартальных аналитических отчетов на заседаниях Правительства Российской Федерации о достигнутых результатах реализации мероприятия по стимулирования выпуска организациями оборонно-промышленного комплекса высокотехнологичной продукции, не связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства" (ответственный разработчик - Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, соисполнители - Минпромторг России Минфин России, Минэкономразвития России, срок подготовки акта - до 1 сентября 2020 года);
"Об определении требования к содержанию и порядку подготовки, а также порядку рассмотрения сводного годового аналитического отчета, рассматриваемого на заседании Правительства Российской Федерации, о достигнутых результатах реализации мероприятия по стимулирования выпуска организациями оборонно-промышленного комплекса высокотехнологичной продукции, не связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, включающего результаты рассмотрения ежеквартальных аналитических отчетов" (ответственный разработчик - Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, соисполнители - Минпромторг России, Минфин России, Минэкономразвития России, срок подготовки акта - до 1 июля 2020 года).
"Об утверждении порядка и требования к осуществления мониторинга закупленной у организаций оборонно-промышленного комплекса высокотехнологичной продукции в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", включая порядок информационного взаимодействия государственной информационной системы промышленности и единой государственной информационной системы в сфере закупок" (ответственный разработчик - Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, соисполнители - Минпромторг России Минфин России, Минэкономразвития России, срок подготовки акта - до 1 сентября 2020 года);
"Об утверждении порядка взаимодействия уполномоченного федерального органа исполнительной власти с федеральными органами исполнительной власти, включая федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации в целях получения информации и документов, необходимых для подготовки аналитических отчетов" (ответственный разработчик - Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, соисполнители - Минпромторг России, Минфин России, Минэкономразвития России, срок подготовки акта - до 1 сентября 2020 года);
"Об утверждении перечня должностных лиц федеральных органов государственной власти, имеющих доступ к аналитическим отчетам, а также к данным мониторинга закупленной у организаций оборонно-промышленного комплексов высокотехнологичной продукции" (ответственный разработчик - Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, соисполнители - Минпромторг России Минфин России, Минэкономразвития России, срок подготовки акта - до 1 сентября 2020 года).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.