Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 954786-7 "О внесении изменений в статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - законопроект) предусматривается в течение 2021 - 2022 годов обязательное включение в государственный контракт условия об обязательной выплате аванса в размере не менее 50 процентов от цены контракта (этапа исполнения контракта) в случае осуществления закупки у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса". При этом указанное авансирование будет предоставляться в соответствии с перечнем высокотехнологичных товаров (работ, услуг), утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных основывается на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим регулирование вопросов предоставления авансирования при исполнении государственных контрактов основывается на нормах бюджетного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем в настоящее время Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность государственных заказчиков устанавливать авансирование при заключении государственных контрактов (федеральные органы исполнительной власти и субъекты Российской Федерации). При этом установление указанной обязанности может являться дополнительной мерой поддержки для развития отечественного производства и повышения конкурентоспособности российских товаров предприятиями ОПК.
Так, 50% обязательного авансирования при заключении государственных контрактов повысит финансовую устойчивость предприятий ОПК, а также снизит себестоимость производимой российской продукции предприятиями ОПК. Кроме того, для кредитных учреждений такие контракты будут более привлекательными для предоставления финансирования, так как снижаются риски неисполнения обязательств.
В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации в декабре 2016 г. поставлена задача довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30% от общего производства оборонно-промышленного комплекса, а к 2030-му до 50%.
В структуру оборонно-промышленного комплекса входят свыше 1300 предприятий, где занято более 2 млн человек. Для устойчивого и долговременного развития оборонно-промышленного комплекса необходимо обеспечить плавный переход компаний на выпуск гражданской продукции.
При этом из 1354 организаций оборонно-промышленного комплекса около 1000 организаций являются производственными предприятиями, из которых более 80% относятся к отраслям промышленности, перспективным для развития производства гражданской продукции (авиастроение, радиоэлектроника и средства связи, судостроение и др).
Предлагаемый проектом постановления механизм позволит создать благоприятные условия для вывода на рынок и увеличения объема поставок высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса, используемой при реализации национальных проектов Российской Федерации, снизить зависимость от иностранных товаров (работ, услуг), а также повысить темп развития национальной экономики.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Согласно пункту 31 Приложения N 25 "Протокол о порядке регулирования закупок" к Договору о Евразийском экономическом союзе (г. Астана 29.05.2014 г.) государство-член вправе в одностороннем порядке, установленном своим законодательством о закупках, установить в исключительных случаях изъятия из национального режима на срок не более 2 лет. При этом необходимость установления предусмотренного законопроектом изъятия обусловлена увеличением темпов выпуска объемов высокотехнологичной гражданской продукции предприятий ОПК, в том числе для устойчивости ведения хозяйственной деятельности предприятий ОПК.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений в федеральные законы.
Перечень
правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации" потребует принятия постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), по которым в государственных контрактах включается условие об обязательной выплате аванса в размере 50%" (ответственный разработчик - Минфин России, соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, срок подготовки акта - до 1 января 2021 года).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.