Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 955885-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящим законопроектом предлагаются изменения, направленные на получение доступности контента, размещенного в сети Интернет для людей с разного рода расстройствами функций организма, в том числе инвалидов разных категорий: слепыми и слабовидящими, глухонемыми, с нарушениями интеллекта и статодинамических функций.
Информация и интерактивные элементы на сайтах зачастую представлены так, что эти люди даже с помощью специальных аппаратно-программных средств (вспомогательных технологий) не могут ими воспользоваться. Однако сегодняшняя тенденция к увеличению электронного документооборота, к развитию электронных форм торговли и оказания информационных и иных услуг повышает актуальность обеспечения доступности Интернет-ресурсов для вышеуказанной категории граждан. Изменение необходимы именно в статью 15, а не в статью 14, т.к. Сайт, размещённый в сети Интернет, при оказании посредством его услуг используется как интерактивный портал, а не только исключительно в качестве источника информации.
Конституционный принцип свободы распространения и получения информации накладывает дополнительные ограничения на практические способы правового регулирования в сфере информации.
Судебная практика по спорам об обеспечении доступности для инвалидов, в частности по зрению, сайтов различных учреждений и организаций показывает, что при разрешении дел часто используется аргумент о необходимости обеспечения доступности средств связи и информации согласно положений части 2 статьи 15.
Однако существующий национальный стандарт, определяющий понятия и классифицирующий средства связи и информации, доступные для инвалидов (ГОСТ Р 51671-2015), не содержит в себе информацию о сайтах, размещённых в сети Интернет и не содержит технические требования к ним, что представляется обоснованным, т.к. Сайт не является техническим изделием.
Однако требования части 2 статьи 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости обеспечения доступности средствами связи и информации не являются приемлемым правовым механизмом обеспечения доступности для инвалидов услуг, оказываемых посредством сети Интернет организациями и учреждениями, являющимися элементами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
В настоящее время окончательная редакция, содержащая технические требования о доступности сайтов для инвалидов национального стандарта РФ "Интернет-ресурсы" и другая информация, представлены в электронно-цифровой форме.
В странах, таких как США, государства Европейского Союза, существуют законодательные требования к обеспечению доступности сайтов не только государственных и муниципальных учреждений, а также сайтов организаций, финансируемых государством.
Предлагаемые изменения это конкретные правовые инструменты для обеспечения доступности для всех категорий инвалидов сайтов не только государственных и муниципальных учреждений, но и других организаций, являющихся элементами социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры: Интернет-магазинов, банков, управляющих жилищных компаний, частных больниц и поликлиник, поставщиков коммунальных услуг.
В качестве примера можно привести приобретение товаров и услуг в Интернет-магазинах, оказание государственных и муниципальных услуг, дистанционного обучения, электронный документооборот, приобретение авиабилетов, такси и других услуг.
Использование этих современных, возможностей инвалидами часто затруднено или практически невозможно по причинам недоступности для них Интернет-ресурсов, а также документов в электронно-цифровой форме, интерфейсов собственных клиентских приложений и специализированных абонентских устройств (терминалов), что влечёт за собой неравенство социальных возможностей и, как следствие, нарушение прав, закреплённых Конвенцией ООН о правах инвалидов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует включения дополнительных затрат бюджетов всех уровней, так как финансирование уже предусмотрено, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"
- общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 716411006,8 тыс. рублей,
в том числе:
на 2020 год - 59340303,2 тыс. рублей;
на 2021 год - 60284199 тыс. рублей;
на 2022 год - 60993731,2 тыс. рублей;
на 2023 год - 56933225,3 тыс. рублей;
на 2024 год - 57613225,3 тыс. рублей;
на 2025 год - 57613225,3 тыс. рублей;
- объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе:
на 2020 год - 59340303,2 тыс. рублей;
на 2021 год - 60284199 тыс. рублей;
на 2022 год - 60993731,2 тыс. рублей;
на 2023 год - 56933225,3 тыс. рублей;
на 2024 год - 57613225,3 тыс. рублей;
на 2025 год - 57613225,3 тыс. рублей;
- объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 305828785,1 тыс. рублей, в том числе:
на 2020 год - 33265063,4 тыс. рублей;
на 2021 год - 33298998,6 тыс. рублей;
на 2022 год - 33339614,9 тыс. рублей;
на 2023 год - 29896799,3 тыс. рублей;
на 2024 год - 30576799,3 тыс. рублей;
на 2025 год - 30576799,3 тыс. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 N 1932)
Перечень актов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует изменения в нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации и не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.