Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 956530-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Досье на проект федерального закона
В современном государстве большинство граждан получает жизненно необходимый доход в виде заработной платы, пенсий и других поступлений, имеющих регулярный характер. Благосостояние этой категории людей непосредственно связано со стабильностью и размером регулярных доходов.
Такой доход во многих случаях является наиболее значимым источником для погашения долгов гражданина, вместе с тем надлежащая защита жизненно необходимых прав гражданина стимулирует его сохранять (не скрывать) и увеличивать свой легальный доход. Чрезмерно жесткий подход к взысканию долгов может приводить к развитию теневого сектора рынка, что имеет существенно более пагубное влияние на экономику, чем потери отдельных кредиторов.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Обеспечение баланса гарантий действенной судебной защиты кредитора и защиты прав и законных интересов должника должно корреспондировать с направленностью политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также защиту конституционных основ правового статуса личности.
Осуществление прав и свобод кредитора не должно нарушать права и свободы должника-гражданина, когда в рамках исполнительного производства возникает необходимость обращения взыскания на его имущество и доходы, с тем чтобы не умалялось достоинство личности и не нарушались социально-экономические права гражданина (статья 7 (часть 1); статья 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации; статья 25 Всеобщей декларации прав человека).
Принимая во внимание резонанс, который вызывает противоречивое законодательное регулирование указанного вопроса, высшие судебные инстанции дают разъяснения по поводу применения положений законодательства, касающихся размеров удержания из заработной платы и иных доходов, обеспечения сохранения минимума имущества и доходов, необходимых для существования должника-гражданина и его семьи.
Вместе с тем право должно не только соответствовать направленности экономической политики государства, быть его выражением, но оно также должно быть внутренне согласованным, не допускающим нарушения базовых прав и свобод гражданина в силу внутренних противоречий.
Законодательная регламентация обращения взыскания на имущество и доходы должника должна осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования защиты прав кредиторов, при одновременном ясном установлении пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника-гражданина.
На устранение имеющихся в законодательстве противоречий и реализацию правовой позиции высших судебных инстанций по вопросам пределов взыскания направлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и членов его семьи" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается включить в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и федеральные законы от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положения, прямо указывающие на недопустимость обращения взыскания на ежемесячные доходы, необходимые для существования должника-гражданина. Данные нормы корреспондируют с проектируемыми изменениями в Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", который дополняется указанием на то, что прожиточный минимум предназначается в том числе для определения минимального размера таких доходов при обращении на них взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Говоря об обращении взыскания на доходы гражданина, следует отметить, что Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" допускает обращение взыскания на пенсии по старости и по инвалидности. Возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов предусмотрена и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах, реализация которого гарантируется в том числе путем создания систем обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации поощряется и добровольное социальное (включая пенсионное) страхование.
Вместе с тем обращение взыскания на пенсии, при котором остающиеся в распоряжении должников средства могут оказаться меньше прожиточного минимума, а граждане, в свою очередь, могут остаться без средств для пропитания и осуществления других минимальных расходов, по сути, нивелирует указанные конституционные гарантии граждан на получение соответствующего социального обеспечения.
Кроме того, указанное может стимулировать к нерациональному поведению кредиторов, предоставляющих гражданам денежные средства под высокий процент, что приводит к деформации целей и принципов функционирования системы пенсионного страхования, которая в данном случае перестает выполнять свою функцию и становится источником финансирования доходов таких кредиторов.
С учетом указанного предложенные законопроектом изменения будут корреспондировать с конституционным принципом направленности политики Российской Федерации как социального государства.
Предусмотренный законопроектом переходный период необходим для адаптации, в том числе в части функционирования программно-аппаратных комплексов, системных кредиторов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют соответственно проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" потребует разработки проекта приказа ФССП России об утверждении порядка исполнения банками или иными кредитными организациями размещенных в электронном сервисе государственной информационной системы ФССП России постановлений судебного пристава-исполнителя, в том числе с учетом обеспечения сохранения за должником прожиточного минимума в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при получении должником доходов, поступающих на несколько его счетов в одной или нескольких кредитных организациях.
Головной исполнитель - ФССП России.
Соисполнитель - Банк России.
Срок подготовки - 12 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.