Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 956528-7 "О внесении изменения в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Досье на проект федерального закона
В современном государстве большинство граждан получает жизненно необходимый доход в виде заработной платы, пенсий и других поступлений, имеющих регулярный характер. Благосостояние этой категории людей непосредственно связано со стабильностью и размером регулярных доходов.
Такой доход во многих случаях является наиболее значимым источником для погашения долгов гражданина, вместе с тем надлежащая защита жизненно необходимых прав гражданина стимулирует его сохранять (не скрывать) и увеличивать свой легальный доход. Чрезмерно жесткий подход к взысканию долгов может приводить к развитию теневого сектора рынка, что имеет существенно более пагубное влияние на экономику, чем потери отдельных кредиторов.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Обеспечение баланса гарантий действенной судебной защиты кредитора и защиты прав и законных интересов должника должно корреспондировать с направленностью политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также защиту конституционных основ правового статуса личности.
Осуществление прав и свобод кредитора не должно нарушать права и свободы должника-гражданина, когда в рамках исполнительного производства возникает необходимость обращения взыскания на его имущество и доходы, с тем чтобы не умалялось достоинство личности и не нарушались социально-экономические права гражданина (статья 7 (часть 1); статья 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации; статья 25 Всеобщей декларации прав человека).
Принимая во внимание резонанс, который вызывает противоречивое законодательное регулирование указанного вопроса, высшие судебные инстанции дают разъяснения по поводу применения положений законодательства, касающихся размеров удержания из заработной платы и иных доходов, обеспечения сохранения минимума имущества и доходов, необходимых для существования должника-гражданина и его семьи.
Вместе с тем право должно не только соответствовать направленности экономической политики государства, быть его выражением, но оно также должно быть внутренне согласованным, не допускающим нарушения базовых прав и свобод гражданина в силу внутренних противоречий.
Законодательная регламентация обращения взыскания на имущество и доходы должника должна осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования защиты прав кредиторов, при одновременном ясном установлении пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника-гражданина.
На устранение имеющихся в законодательстве противоречий и реализацию правовой позиции высших судебных инстанций по вопросам пределов взыскания направлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и членов его семьи".
В дополнение к указанному проекту федерального закона требуется внесение изменений в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации, указывающих на недопустимость обращения взыскания на доходы, необходимые для существования должника-гражданина.
Предусмотренный проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" переходный период необходим для адаптации, в том числе в части функционирования программно-аппаратных комплексов, системных кредиторов.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют соответственно проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.