Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 957909-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования правового регулирования отдельных видов рыболовства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования правового регулирования отдельных видов рыболовства (далее - Законопроект) подготовлен в целях повышения эффективности государственного управления в сфере рыбного хозяйства, а также устранения избыточного правого регулирования правоотношений в области рыболовства с учетом сформированной правоприменительной практики.
Законопроектом предлагается уточнить положения части 3 статьи 19.1 Федерального закона о 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве), указав, что промышленное рыболовство необходимо осуществлять в определенном водном объекте на основании договора пользования рыболовными участками только в случае, если перечень рыболовных участков, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, содержит рыболовные участки для промышленного рыболовства в этом внутреннем водном объекте.
Правоприменительная практика статьи 19.1 Закона о рыболовстве показывает, что не на всех внутренних водных объектах утверждены перечни рыболовных участков. При этом, исходя из буквального толкования нормы Закона о рыболовстве, добыча (вылов) водных биоресурсов, общий допустимый улов по которым не устанавливается, во внутренних водных объектах возможна только по договорам пользования рыболовным участком, что означает обязательное наличие рыболовных участков на этих объектах. Вместе с тем в соответствии со статьей 33.4 Закона о рыболовстве промышленное рыболовство в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, вне рыболовных участков осуществляется на основании договора пользования водными биоресурсами.
Также Законопроектом в целях исключения различного толкования, а также проблем, возникающих в процессе правоприменения, предлагается уточнить часть 4 статьи 20 Закона о рыболовстве, определив, что понимается под "соответствующим прибрежным субъектом Российской Федерации" в рамках прибрежного рыболовства в морских водах и в районах действия международных договоров.
Изменения в часть 8 статьи 31 Закона о рыболовстве связаны с тем, что такие водные биологические ресурсы как анадромные и катадромные виды рыб регулируются в силу их специфики и норм международного права федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и не отнесены полностью к ведению субъектов Российской Федерации (так, протоколы комиссий по анадромным видам рыб утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что закреплено в статье 29.1 Закона о рыболовстве).
В рамках проведенной в 2018 году заявочной кампании договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в отношении анадромных и катадромных видов рыб во внутренних водных объектах, за исключением внутренних морских вод, заключались Федеральным агентством по рыболовству (постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 N 131), в этой связи и дальнейшее распределение указанных квот должно осуществляться Федеральным агентством по рыболовству, что также закреплено в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 августа 2018 г. N 987 "О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 349-ФЗ) часть 3 статьи 32 Закона о рыболовстве, которая определяла, что переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому лицу путем отчуждения осуществляется на основании договора, заключаемого по результатам аукциона, признана утратившей силу, норма части 4 статьи 32 Закона о рыболовстве утратила актуальность и подлежит признанию утратившей силу.
Дополнительно, с учетом сложившейся правоприменительной практики норм, установленных частью 7 статьи 33.1 Закона о рыболовстве, Законопроектом предлагается внести в указанную часть уточнения, согласно которым заявление об осуществлении вида рыболовства, осуществляемого в расчетном году, необходимо будет подавать только при выборе осуществления прибрежного рыболовства, тогда как обязанность по подаче соответствующего заявления, в случае осуществления в расчетном году промышленного рыболовства, исключается.
Принятие Законопроекта позволит усовершенствовать ряд норм Закона о рыболовстве, устранит пробелы в действующем законодательстве и при этом не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий.
Законопроект не предусматривает изменения объема полномочий и (или) компетенции Минсельхоза России и Росрыболовства.
Реализация предлагаемых Законопроектом решений будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Росрыболовства и его территориальных органов и не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета на руководство и управление в установленной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования правового регулирования отдельных видов рыболовства"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования правового регулирования отдельных видов рыболовства" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования правового регулирования отдельных видов рыболовства"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования правового регулирования отдельных видов рыболовства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.