Досье на проект федерального закона
Представленным законопроектом предлагается внести изменения в статью 11.15 и в часть 1 статьи 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
1. Изменения в статью 11.15 КоАП РФ.
Согласно действующей редакции части 1 статьи 11.15 КоАП РФ повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает сто рублей, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Необходимо отметить, что административная ответственность за уничтожение и повреждение чужого имущества предусмотрена также статьей 7.17 КоАП РФ.
Согласно указанной статье умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли значительного ущерба, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
Статьи 7.17 и 11.15 КоАП РФ расположены в разных главах КоАП РФ: статья 7.17 - в главе 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности", а статья 11.15 - в главе 11 "Административные правонарушения на транспорте".
Норма, предусмотренная статьей 11.15 КоАП РФ, является специальной по отношению к общей норме, содержащейся в статье 7.17 КоАП РФ.
Это означает, что в случае повреждения имущества на транспортных средствах общего пользования административная ответственность должна наступать в соответствии со статьей 11.15 КоАП РФ.
Следует обратить внимание на то, что в статье 7.17 КоАП РФ понятие "значительный ущерб" используется, а в статье 11.15 - нет.
Содержание используемого в статье 7.17 КоАП РФ понятия "значительный ущерб" определяется в соответствии с правилом, установленным пунктом 2 примечаний к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Согласно указанному правилу значительный ущерб гражданину в статьях главы 21 "Преступления против собственности" УК РФ определяется с учетом имущественного положения гражданина, но не может составлять менее пяти тысяч рублей.
Необходимо отметить, что ответственность за повреждение чужого имущества предусмотрена также отдельными статьями УК РФ.
Так, в соответствии со статьей 167 УК РФ умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Учитывая то, что статья 167 содержится в главе 21 УК РФ, понятие "значительный ущерб" определяется в ней согласно правилу, приведенному в пункте 2 примечаний к статье 158 УК РФ.
Анализ положений статей 7.17 КоАП РФ и 167 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что они находятся в логической взаимосвязи друг с другом: если размер ущерба, причиненного в результате совершения противоправного деяния, является значительным, то наступает уголовная ответственность, в противном случае - административная.
Другая статья, предусматривающая ответственность за повреждение имущества, содержится в главе 24 УК РФ ("Преступления против общественной безопасности").
Так, согласно статье 214 УК РФ порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах рассматривается в качестве одной из форм вандализма и наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Сравнительный анализ положений статьи 214 УК РФ и статьи 11.15 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что указанные статьи взаимосвязаны (как и статьи 7.17 КоАП РФ и 167 УК РФ).
Исходя из этого можно предположить, что уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного статьей 214 УК РФ, наступает в том случае, если причиненный в результате повреждения имущества на транспортных средствах общего пользования имущественный ущерб превышает размер, определенный статьей 11.15 КоАП РФ (сто рублей). Однако ситуация осложняется тем, что федеральный законодатель в принципе не связывает наступление уголовной ответственности по статье 214 УК РФ с размером причиненного имущественного ущерба.
В том случае, если бы статья 214 УК РФ содержала такую оговорку, разницу в сто рублей невозможно считать серьезным критерием, позволяющим разграничить административное правонарушение и уголовно наказуемое деяние.
В рассматриваемом случае единственным критерием, позволяющим произвести такое разграничение, является степень общественной опасности совершенного противоправного деяния.
По сформулированному в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П общему правилу публично-правовая ответственность дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер государственного принуждения.
Общественная опасность деяния во многом определяется тем, на какой именно объект оно посягает.
Как указывалось ранее, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах как одна из форм вандализма является преступлением против общественной безопасности.
Вандализм и умышленное повреждение чужого имущества являются двухобъектными составами и посягают одновременно как на право собственности, так и на общественный порядок и общественную безопасность (это особенно актуально для тех случаев, когда умышленное повреждение чужого имущества совершается из хулиганских побуждений и квалифицируется по части 2 статьи 167 УК РФ).
Однако при вандализме в качестве основного объекта преступления законодатель определил общественный порядок, а при повреждении чужого имущества - право собственности.
Таким образом, в зависимости от характера совершенных действий, направленности его умысла, объекта противоправного деяния, размера причиненного имущественного ущерба лицо, причинившее ущерб имуществу на общественном транспорте, может быть привлечено к ответственности по статье 11.15 КоАП РФ, либо по статье 167 УК РФ, либо по статье 214 УК РФ.
Предлагаемое законопроектом изменение, заключающееся в дополнении диспозиции части 1 статьи 11.15 КоАП РФ словами "если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния", позволит отграничить состав данного административного правонарушения как от состава преступления, предусмотренного статьей 167 УК РФ, так и от состава преступления, предусмотренного статьей 214 УК РФ.
При отграничении состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.15 КоАП РФ, от преступления, предусмотренного статьей 167 УК РФ, будет приниматься во внимание размер причиненного имущественного ущерба. При этом в качестве критерия будет использоваться не та сумма, которая установлена в соответствии с действующей редакцией части 1 статьи 11.15 КоАП РФ (сто рублей), а та, которая определена пунктом 2 примечаний к статье 158 УК РФ (пять тысяч рублей).
При отграничении состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.15 КоАП РФ, от состава преступления, предусмотренного статьей 214 УК РФ, будут приниматься во внимание иные критерии: характер действий, объект противоправного деяния, направленность умысла и т.д.
Аналогичное изменение предлагается внести и в абзац первый части 2 статьи 11.15 КоАП РФ, согласно которой самостоятельный состав административного правонарушения образуют действия, связанные с повреждением пломб или запорных устройств грузовых вагонов, автомобилей и автомобильных прицепов, контейнеров, трюмов, грузовых отсеков и других грузовых помещений плавучих средств и воздушных судов, повреждением отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов, а равно ограждений на пассажирских платформах, нанесением ущерба помещениям железнодорожных станций и вокзалов либо повреждением ограждений грузовых дворов (терминалов) железнодорожных станций, грузовых автомобильных станций, контейнерных пунктов (площадок), портов (пристаней, посадочных площадок), шлюзов и складов, используемых для выполнения операций по перевозке грузов.
Следует отметить, что нормы КоАП РФ иногда выступают в качестве специальных по отношению к нормам УК РФ.
Порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах квалифицируется как вандализм (статья 214 УК РФ). Однако в статье 11.15 КоАП РФ указаны специальные признаки повреждаемых предметов (в части 1 - грузовые вагоны, в части 2 - ограждения на пассажирских платформах, помещения железнодорожных станций и вокзалов), которые исключают уголовную ответственность за вандализм в связи с необходимостью привлечения виновного лица к административной ответственности.
Объяснить изменение характера общественной опасности деяния в зависимости от особенностей предмета посягательства достаточно сложно.
Умышленное повреждение ограждений на пассажирских платформах, нанесение ущерба помещениям железнодорожных станций и вокзалов являются действиями, совершаемыми в общественных местах, в связи с чем они вполне могут образовывать состав уголовного преступления, предусмотренного статьей 214 УК РФ.
Аналогичным образом повреждение пломб или запорных устройств грузовых вагонов, автомобилей и автомобильных прицепов, контейнеров, трюмов, грузовых отсеков и других грузовых помещений плавучих средств и воздушных судов, повреждение отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов, если это влечет причинение значительного имущественного ущерба, может быть квалифицировано по статье 167 УК РФ.
С учетом изложенного абзац первый части 2 статьи 11.15 КоАП РФ предлагается дополнить словами "если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния".
2. Изменения в часть 1 статьи 12.10 КоАП РФ.
Законопроектом предлагается увеличить до пяти тысяч рублей размер административного штрафа за пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно за остановку или стоянку на железнодорожном переезде.
Необходимость ужесточения наказания за совершение данного административного правонарушения обусловлена тем, что железнодорожные переезды из-за высокой тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) остаются наиболее опасными участками дорог, требующими постоянного контроля.
Анализ ДТП показывает, что большинство происшествий на железнодорожных переездах связаны с грубыми нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств.
При этом последствия указанных нарушений являются тяжелыми для всех участников аварии: это и вред, причиняемый здоровью участников ДТП, и ущерб, наносимый транспортным средствам, грузам, железнодорожной инфраструктуре, и сбои в графике движения поездов, и иные неблагоприятные последствия.
Причиной аварий, как правило, являются невнимательность водителей транспортных средств, их излишняя самоуверенность, состояние алкогольного опьянения, незнание или игнорирование Правил дорожного движения.
Согласно данным, представленным руководством Октябрьской железной дороги, в 2018 году на железнодорожных переездах произошло 23 ДТП, в 2019 году - 20 ДТП. Все ДТП, случившиеся в 2019 году, произошли на неохраняемых переездах, оборудованных автоматической переездной сигнализацией. В ДТП пострадало 16 человек, в том числе 5 погибло. За аналогичный период 2018 года пострадало 8 человек. Таким образом, количество пострадавших в результате ДТП выросло в два раза.
Полагаем, что увеличение размера административного штрафа за совершение указанного правонарушения будет способствовать уменьшению количества ДТП, совершаемых на железнодорожных переездах.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.15 и 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.15 и 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.15 и 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 11.15 и 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.