Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 967805-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части обеспечения предоставления "ипотечных каникул" гражданам, получающим доходы от предпринимательской или иной деятельности с применением специальных налоговых режимов)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части обеспечения получения "ипотечных каникул" гражданами, получающим доходы от предпринимательской или иной деятельности с применением специальных налоговых режимов)" (далее - законопроект) направлен на обеспечение равных условий в предоставлении "ипотечных каникул" заемщикам - физическим лицам, в том числе гражданам, получающим доходы от предпринимательской или иной деятельности с применением специальных налоговых режимов.
С 31.07.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика, по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика" (далее - ФЗ N 76-ФЗ).
На основании ФЗ N 76-ФЗ, ФЗ РФ "О потребительском кредите (займе)" был дополнен статьей 6.1-1., где указано, что для получения "ипотечных каникул", заемщик обязан предоставить кредитору определенный перечень документов, подтверждающих нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации. Так, в пункте 5 части 8 статьи 6.1-1. ФЗ N 353-ФЗ, указано, что документом, подтверждающим нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации, является, в том числе "справка о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за текущий год и год, предшествующий обращению заемщика с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи, - для а подтверждения обстоятельств, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи".
Таким образом, для подтверждения затруднительного финансового положения, заемщик обязан представить кредитору Справку по форме 2 НДФЛ. Указанное условие, означает, что заемщик должен быть официально трудоустроен и подтвердить снижение своего дохода справкой 2 НДФЛ, выданной работодателем. В такой ситуации, заемщик, который получает доход от предпринимательской или иной деятельности, например, находясь в статусе "самозанятого" или осуществляющего деятельность на патентной системе налогообложения, лишен права воспользоваться "ипотечными каникулами", поскольку его доходы не подтверждаются Справкой 2 НДФЛ, а подтверждается иными документами (налоговой декларацией, книгой доходов и расходов и/или иными документами).
Ввиду указанного законодательного пробела, сложилась негативная банковская практика, при которой банки отказывают гражданам, получающим доход от предпринимательской деятельности или иной деятельности в предоставлении "ипотечных каникул". В отказах банки прямо указывают на то, что согласно ФЗ N 76-ФЗ, заемщик обязан в подтверждение своего тяжелого материального положения предоставить справку 2 НДФЛ и банк не вправе самостоятельно менять перечень документов, определенных ФЗ N 76-ФЗ. В такой ситуации, создаются не равные дискриминационные условия предоставления "ипотечных каникул" только трудоустроенным гражданам по сравнению с гражданами, получающими доход от предпринимательской деятельности или иной деятельности с применением специальных налоговых режимов.
В целях устранения существующего законодательного пробела, законопроектом предлагается дополнить часть 8 статьи 6.1-1. ФЗ "О потребительском кредите (займе)" положениями о том, что "в случае если заемщик является предпринимателем или физическим лицом, осуществляющим деятельность по патентной системе налогообложения или с применением специального налогового режима "налог на профессиональный доход" предоставляются иные документы, подтверждающие наличие дохода от предпринимательской или иной деятельности с применением специальных налоговых режимов. Перечень указанных документов определяется кредитором самостоятельно".
Согласно требованиям действующего налогового законодательства, предприниматель имеет права уточнить сведения в налоговой декларации, в том путем отражения среднемесячного дохода в большем размере, чем было указано в целях предоставления "ипотечных каникул". В таком случае, что не допустить необоснованное получение "ипотечных каникул", законопроект также предусматривает дополнение статьи 6.1-1. ФЗ N 353-ФЗ частью 25, предусматривающую обязанность заемщика сообщить кредитору об изменении своего среднемесячного дохода, если указанные изменения произошли после изменения условий кредитного договора (договора займа) в соответствии с настоящей статьей и до истечения действия льготного периода.
Принятие проекта закона, позволит воспользоваться "ипотечными каникулами" на равных и справедливых условиях для всех заемщиков - физических лиц, не только получающих доходы по трудовым (гражданско-правовым) договорам, но и граждан - заемщиков, получающим доходы от предпринимательской или иной деятельности с применением специальных налоговых режимов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части обеспечения предоставления "ипотечных каникул" гражданам, получающим доходы от предпринимательской или иной деятельности с применением специальных налоговых режимов)"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части обеспечения предоставления "ипотечных каникул" гражданам, получающим доходы от предпринимательской или иной деятельности с применением специальных налоговых режимов)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части обеспечения предоставления "ипотечных каникул" гражданам, получающим доходы от предпринимательской или иной деятельности с применением специальных налоговых режимов)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части обеспечения предоставления "ипотечных каникул" гражданам, получающим доходы от предпринимательской или иной деятельности с применением специальных налоговых режимов)"не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.