Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 973953-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в подростковой среде отмечается распространение такого явления, как сниффинг, при котором состояние токсического опьянения достигается путем вдыхания углеводородных сжиженных газов, входящих в состав ряда товаров хозяйственно-бытового назначения, в частности, используемых в баллончиках для заправки зажигалок или самих зажигалках, в баллончиках для работы портативных туристских газовых плит и др. Указанные вещества при вдыхании могут вызвать аритмию и остановку сердца, что с высокой степенью вероятности приводит к летальному исходу.
Согласно материалам, представленным в письме Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 июля 2018 года N 07-4175 "О направлении информации", информация о случаях смертельных отравлений в результате вдыхания паров химических соединений свидетельствует о том, что среди погибших большинство несовершеннолетних: подростки в возрасте от 14 до 17 лет (148 человек) и младшие подростки от 10 до 14 лет (29 человек).
Популяризации данного явления способствует возможность беспрепятственного приобретения несовершеннолетними указанных товаров, содержащих сжиженные углеводородные газы. Товары, содержащие сжиженные углеводородные газы, не являются предметами, необходимыми ребенку в повседневной жизни, а наличие у несовершеннолетних права приобретать такие товары объективно снижает возможности родительского контроля за их использованием.
Распространение сниффинга, а также других новых форм подростковой токсикомании ставит новые вызовы перед государством и обществом по предотвращению их распространения. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти ведется активная работа в рассматриваемой сфере. Так, Минздравом России совместно с Роспотребнадзором прорабатывается вопрос об определении перечня потенциально опасных товаров бытового назначения. Минпромторгом России совместно с Роспотребнадзором прорабатывается вопрос о подготовке отдельного нормативного правового акта или внесении изменений в действующее законодательство, которые регламентируют порядок реализации несовершеннолетним товаров, представляющих опасность для их жизни и здоровья в связи с использованием указанных товаров не по назначению.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - законопроект) разработан в целях ограничения продажи несовершеннолетним потенциально опасных товаров битового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, защиты детей от информации, побуждающей использовать такие товары с угрозой для жизни и (или) здоровья.
Законопроектом предусматривается запрет продажи несовершеннолетним потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, а также внесение в федеральное законодательство изменений, направленных на защиту детей от информации, побуждающей или способной вызвать у детей желание использовать такие товары способами (методами), представляющими угрозу их жизни и (или) здоровью.
Законопроектом также предлагается закрепить, что к информации, наносящей вред здоровью ребенка, его нравственному и духовному развитию и запрещенной, к распространению среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить сжиженные углеводородные газы путем вдыхания.
Для реализации предложенных мер законопроектом предусматривается, что перечень потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, утверждается Правительством Российской Федерации, а товары из такого перечня подлежат обязательной маркировке, исключающей возможность их продажи несовершеннолетним.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения должны содержаться в техническом регламенте. Согласно пункту 5 статьи 7 указанного Федерального закона с учетом степени риска причинения вреда в технических регламентах могут содержаться специальные требования к упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
С учетом изложенного законопроектом предлагается осуществлять установление требований к маркировке потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Предлагаемое законопроектом правовое регулирование направлено на защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Принятие законопроекта позволит эффективнее противодействовать распространению новых форм подростковой токсикомании, в том числе их пропаганде в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и создаст необходимые условия для защиты детей от использования потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, способами, представляющими угрозу жизни и (или) здоровью ребенка.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Принятие указанного федерального закона потребует внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.