Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 974356-7 "О внесении изменений в статью 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" (далее - Закон N 307-ФЗ) внесены изменения в статью 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", в том числе предусматривающие право поставщика газа уменьшить или прекратить поставки газа в случае несоблюдения потребителями газа условий договоров поставки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в том числе предусматривающие административную ответственность за нарушение потребителем газа порядка ограничения подачи (поставки) и отбора газа (часть 7 статьи 9.22 КоАП РФ).
В развитие указанных положений Закона N 307-Ф3 принято постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее - Правила N 1245) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - потребитель газа).
За период с 01.01.2017 по 01.04.2019 поставщиками газа, входящими в группу Газпром (далее - РГК), направлено 299 567 уведомлений о введении ограничений подачи (поставки) или отбора газа в отношении 142 293 потребителей газа или 56,0% от общего количества потребителей газа, с которыми у РГК заключены договоры поставки газа.
При получении подобных уведомлений около 84% потребителей газа воспользовались пунктом 7 Правил N 1245 и погасили образовавшуюся задолженность.
В соответствии с пунктами 7 и 9 Правил N 1245 по всем субъектам Российской Федерации в указанный период ограничено полностью или частично 26 382 потребителей газа, что составляет 81% от всех направленных уведомлений и 9% от общего количества потребителей газа, с которыми у РГК заключены договоры поставки газа. Из них в 92% случаях или 24 181 потребителям газа введено ограничение поставки (подачи) газа поставщиком с привлечением газораспределительной организации, в том числе 79% потребителей газа ограничены полностью и 17% ограничены частично путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, а также около 4% - полностью или частично на газоиспользующем оборудовании потребителя в связи с отсутствием возможности произвести ограничение поставки газа потребителю газа путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, и уклонении потребителя от самостоятельного прекращения отбора газа.
Оставшиеся 8% случаев, составляющие 2 201 потребителей газа, приходятся на прекращение отбора газа самим потребителем газа, из которых в 94% случаев у поставщика имелась техническая возможность ограничить подачу (поставку) газа на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, в соответствии с пунктом 7 Правил N 1245.
В целом с 01.01.2017 были уведомлены, но не ограничены, потребители газа в более чем 5 500 случаях. Среди основных причин невведения в отношении потребителя газа ограничения подачи (поставки) или отбора газа при наличии к тому оснований следует назвать отсутствие технической возможности прекращения подачи газа на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, при отказе потребителя газа в доступе представителя поставщика газа и (или) газораспределительной организации к своему газоиспользующему оборудованию для осуществления ограничения подачи (поставки) газа.
Таким образом, в период действия Закона N 307-ФЗ и Правил N 1245 обозначилась проблема - наличие у недобросовестного потребителя газа возможности безнаказанно препятствовать введению в отношении него ограничения подачи (поставки) или отбора газа, в том числе путем недопуска представителей поставщика газа и (или) газораспределительной организации к своему газоиспользующему оборудованию. Отсутствие ответственности за такое поведение потребителя газа препятствует реализации прав поставщика газа по устранению незаконного и небезопасного потребления газа.
Кроме того, следует отметить, что санкция, предусмотренная частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ, не предусматривает привлечение к ответственности за нарушения правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа индивидуальных предпринимателей. В то же время, согласно пункту 1 Правил N 1245, последние распространяют свое действие, в том числе на индивидуальных предпринимателей, являющихся потребителями газа. Отсутствие административной ответственности данной категории потребителей газа нарушает принцип справедливости и равенства участников правоотношений перед законом.
Изложенное выше свидетельствует о необходимости внесения изменений в статью 9.22 КоАП РФ, направленных, во-первых, на введение ответственности за необеспечение доступа поставщика и (или) газораспределительной организации) к газоиспользующему оборудованию потребителя газа либо иное воспрепятствование осуществлению поставщиком и (или) газораспределительной организацией полного или частичного ограничения подачи (поставки) газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, и во-вторых, на включение индивидуальных предпринимателей в состав субъектов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.