Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 963014-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на устранение неравенства в подходе к решению вопросов пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Дальневосточного федерального округа и граждан, заселяющих более благоприятные и развитые территории Российской Федерации. Законопроект имеет своей главной целью повышение уровня жизни граждан, получающих страховые пенсии и проживающих в субъектах, включенных в состав Дальневосточного федерального округа.
Вышеуказанным лицам предлагается предоставить право приоритетного назначения страховой пенсии по старости в случае наличия не менее 15 и 12,5 лет (соответственно для мужчин и женин) трудового стажа в организациях, зарегистрированных на территории Дальневосточного Федерального округа.
Необходимость внедрения предлагаемых изменений связана с тем, что уровень жизни пенсионеров, проживающих на Дальнем Востоке, существенно отличается от уровня жизни пенсионеров в других регионах, где имеются более благоприятные климатические, экономические и социальные условия. Тяжелые климатические условия и удаленность территорий обуславливают повышенные тарифы на тепло- и электроэнергию, транспорт, коммунальные и бытовые услуги, высокие цены на продукты питания. При этом доходы даже работающего населения зачастую не позволяют полностью покрыть все перечисленные расходы. Так, по данным Росстата, в 2017 году ежемесячные потребительские расходы в ДВФО составляли 26 538 руб. при среднем размере пенсионной выплаты - 15 618 рублей. В Сибирском федеральном округе с приближенными климатическими условиями такие расходы составляли в 2017 году всего 17 359 рублей при средней пенсии в 13 207 рублей. Прожиточный минимум для регионов ДВФО составил в 2018 году 11 163 руб, что на 1377 руб. больше, чем в среднем по стране.
Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока неоднократно отмечал, что уровень пенсионного обеспечения в дальневосточных субъектах РФ, являющихся дискомфортными по условиям проживания в силу особых климатических и географических факторов (периодические катастрофические наводнения и землетрясения), значительно ниже по сравнению с другими субъектами РФ (заключения Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока на проекты федеральных законов N 35622-5, N 402455-6 и др.).
В декабре 2015 года на официальном сайте Центра изучения пенсионной реформы опубликован рейтинг "Социального благополучия пенсионеров", в ходе которого исследовано 52 региона. Так, участвовавшие в исследовании Хабаровский край и Приморский край заняли соответственно 45 и 52 (последнее) места по уровню благополучия пенсионера. Относительно Приморского края отмечено следующее: "Если предположить, что пенсионер получает среднюю пенсию 11 124 руб., платит 5 954 руб. за жилищно-коммунальные услуги, 5 093 руб. - на продукты питания (продуктовая корзина), то у пенсионера да не остается средств на лекарства, он уходит в "минус".
Согласно данным Пенсионного Фонда России, Дальневосточный Федеральный округ занимает первое место в стране по доле работающих пенсионеров - 31,2 процента от общего числа вышедших на пенсию. При этом по количеству пенсионеров ДВФО занимает последнее место.
Стоит отметить, что на территории Дальневосточного федерального округа наблюдается отрицательная демографическая динамика и увеличение миграционного оттока. За четверть века численность населения Дальнего Востока сократилась в 1,3 раза (с 8,06 млн. человек в 1991 г. до 6,18 млн. человек в 2016 г.) и продолжает сокращаться ежегодно на 0,3-0,5%, не смотря многочисленные меры господдержки.
По данным Минздрава РФ, смертность трудоспособного населения Дальневосточном федеральном округе выше среднего показателя по России на 21 процент. От внешних причин в ДВФО умирают на 60 процентов больше, чем в среднем по России, от социальных инфекций - в 2 раза больше. По прогнозам Росстата, к 2050 году Дальний Восток может лишиться свыше 40 процентов трудоспособного населения. В связи с чем необходимо стимулировать население оставаться и приезжать в ДВФО. И если выдаваемые земли или налоговые преференции - меры временные, то необходимость работы в течение минимум 12, 5 лет для женщин и 15 для мужчин с возможностью более раннего выхода на пенсию может послужить тем стимулом, который окончательно закрепит работоспособное население в отдаленных регионах ДВФО.
Таким образом, принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" позволит стимулировать положительную демографическую динамику, привлечь трудоспособное население из других регионов, уменьшить отток граждан и повысить уровень жизни пенсионеров, проживающих на Дальнем Востоке в целом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" касательно снижения возраста для назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющих страховой стаж не менее 15 и 12,5 лет (соответственно мужчины и женщины) в организациях, зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа, потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета (Пенсионного фонда Российской Федерации), которые необходимо предусмотреть при разработке параметров федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
По данным Минтруда России по состоянию на 31 декабря 2018 года, количество получателей страховой пенсии, которые проживают в Дальневосточном федеральном округе (с учетом его обновленного состава в виде Забайкальского края и Республики Бурятия), составила 1,9 млн. человек, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях - 0,8 млн. человек.
В 2018 году из общего числа указанных получателей страховая пенсия по старости была назначена 82,5 тыс. человек, из которых 20,8 тыс. - мужчины и женщины, проработавшие не менее 15 лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях.
В 2018 году средний размер указанной страховой пенсии составил 20 тыс. рублей. Согласно прогнозу, в 2020 году средний размер таковой страховой пенсии в отмеченных регионах будет составлять в среднем 22 тыс. рублей.
Примерная численность граждан, обладающих правом на досрочную страховую пенсию, имеющих страховой стаж не менее 15 и 12,5 лет (мужчины и женщины) в организациях, зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа, составит ежегодно 75,0 тысяч человек.
Таким образом, исходя из прогнозных показателей, дополнительные расходы федерального бюджета составят ежегодно 1,6 млрд. рублей.
Расчет дополнительных расходов размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составлен исходя из положений, установленных статьями 16, 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с требованиями части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, сообщаем, что с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации к настоящему законопроекту применима часть 7 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно отчету Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год, финансовая обеспеченность пенсионной системы растет: размеры пенсионного обеспечения и социальной поддержки пенсионеров увеличиваются.
В 2018 году выплаты страховых пенсий и пенсий по государственному обеспечению выросли на 394 млрд. рублей (5,8%) и составили 7,2 трлн. рублей. На выплату страховых пенсий в 2018 году направлено 6 749 млрд. рублей, на выплату пенсий по государственному обеспечению - 453,7 млрд. рублей. Общие расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2018 году составили 8 428,7 млрд. рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.