Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 963432-7 "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) преследует цель внесения изменений в законодательство, направленных установление ограничений на использование жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, мешающее комфортному проживанию граждан в таких домах, в целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 30.04.2019 г. (пр-754, П. 2, "е)").
Многоквартирный дом представляет собой физический объект, включающий совокупность объектов недвижимости (жилых и нежилых помещений), принадлежащих разным собственникам. Собственники жилых и нежилых помещений вправе распоряжаться своими помещениями путем предоставления их в пользование третьим лицам на основании гражданско-правовых договоров (аренды, найма и др.).
При этом в случае, если указанные третьи лица нарушают права соседей, у собственников, предоставивших таким лицам помещения, нет никаких обязательств по пресечению указанных нарушений. Таким образом, собственник никак не мотивирован к осмотрительности при выборе потенциальных нанимателей или арендаторов, к включению в гражданско-правовые договоры с ними положений по защите прав соседей и к расторжению договоров с недобросовестными арендаторами или нанимателями, регулярно нарушающими право соседей на комфортное проживание.
Кроме того, зачастую такие арендаторы или наниматели меняются, и привлечение их к какой-либо ответственности практически становится невозможным. Особенно принимая во внимание то обстоятельство, что личность нарушителя, как правило, неизвестна потерпевшему, в то время как действующее процессуальное законодательство для обращения в суд требует набора вполне определенных сведений, позволяющих идентифицировать ответчика.
Аналогичные проблемы возникают и в случае нанесения ущерба общему имуществу многоквартирного дома или имуществу соседей третьими лицами, допущенными собственником в принадлежащее ему жилое или нежилое помещение. В соответствии с действующими правовыми нормами ответственность за нанесение ущерба несет непосредственно то лицо, которое причинило этот вред. Таким образом, в случае, если при использовании жилого или нежилого помещения нанимателем или арендатором был произведен залив соседней квартиры или нанесен ущерб в ходе каких-либо работ, соседи вынуждены разыскивать непосредственно арендатора или нанимателя, а не обращаться к собственнику.
Кроме того, содержащееся в настоящее время в Жилищном кодексе требование о соблюдении прав соседей касается только нарушений при использовании жилых помещений, в то время как в значительном числе случаев нарушения прав соседей связаны с использованием нежилых помещений в многоквартирных домах (в том числе, при ведении деятельности, связанной с торговлей и оказанием услуг в нежилых помещениях многоквартирных домов).
При этом попытки повлиять на ситуацию путем запрета тех или иных видов деятельности не приносят нужного эффекта, так как ведение одного и того же вида деятельности может как нарушать права соседей, так и наоборот, создавать им дополнительный комфорт (например, так называемые "магазины в шаговой доступности" в ряде случаев вызывают протесты жителей, а в других случаях, наоборот, пользуются поддержкой и повышают уровень комфорта за счет возможности приобрести необходимые товары непосредственно в своем доме).
Во многих правовых системах эта проблема решается путем возложения обязательств, направленных на недопущение нарушения прав соседей, непосредственно на его собственника соответствующего жилого или нежилого помещения.
Такой подход сочетается с общей концепцией права собственности в Российской Федерации, в соответствии с которой собственнику принадлежит не только "благо" от владения, пользования и распоряжение объектом права собственности, но и "бремя" его содержания. Кроме того, Конституция Российской Федерации позволяет ограничивать полноту осуществления прав граждан в той мере, в какой они направлены на защиту прав и интересов других лиц, обеспечение правопорядка (статья 55). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17).
При этом созданная в Российской Федерации система регистрации прав на недвижимое имущество позволяет в подавляющем большинстве случаев определить лицо, являющееся собственником соответствующего жилого или нежилого помещения. Кроме того, сведения о собственниках помещений имеются у организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (п. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).
С учетом изложенного выше, предлагается ввести в Жилищный кодекс отдельную статью, содержащую требования к собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах по пресечению нарушений прав соседей со стороны лиц, допущенных собственниками в принадлежащие им жилые и нежилые помещения.
В законопроекте определяется, кто относится к лицам, допущенным собственником в жилое или нежилое помещение. Предусматривается механизм, позволяющий собственнику не допускать нарушения прав соседей и оперативно их пресекать, устанавливается ответственность собственника за нарушение тишины в ночное время, за нанесение ущерба общему имуществу, за систематическое неисполнение указанных обязательств собственники несут административную ответственность.
В отношении ответственности за нанесение ущерба общему имуществу дома или имуществу соседей лицами, допущенными собственником в принадлежащее ему жилое или нежилое помещение, устанавливается принцип солидарной ответственности собственника, что дает возможность обращаться в суд с требованием о возмещении указанного ущерба как к лицу, непосредственно причинившему ущерб, так и к собственнику, допустившему это лицо в свое помещение (при этом собственник не лишается возможности возложить обязательства по компенсации понесенных им расходов по возмещению ущерба соседям на лицо, допущенное им в помещение, в договоре с этим лицом). Следует также отметить, что принцип солидарной ответственности уже применяется в ЖК РФ в отношениях с членами семьи собственника.
Полагаем, что вводимые предлагаемым законопроектом нормы повысят комфортность проживания в многоквартирных домах, ликвидируют имеющийся в законодательстве пробел в части обязательств собственников жилых и нежилых помещений по соблюдению прав соседей, а также может послужить началом формирования соседского права и повысить культуру межсоседских отношений в целом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.