Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается усилить ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, совершённую членом избирательной комиссии, комиссии референдума и иными лицами (часть 1 статьи 142 УК РФ), за фальсификацию итогов голосования (статья 142.1 УК РФ), за выдачу членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину (гражданам) избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (части 1 и 3 статьи 142.2 УК РФ), увеличив размеры и сроки наказаний, установленных санкциями данных статей, и отнеся эти преступления к категории тяжких. Также предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьёй 142.3 об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом избирательной комиссии своих обязанностей, если это повлекло совершение другими лицами преступлений, предусмотренных статьями 142, 142.1, 142.2 УК РФ.
Следует отметить, что согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пояснительная записка к законопроекту должна содержать мотивированное обоснование необходимости его принятия. Целесообразность предложения об ужесточении действующих санкций статей 142, 142.1, 142.2 УК РФ должна быть основана на результатах анализа правоприменительной практики, статистических данных, свидетельствующих о недостаточности установленных действующими нормами мер наказания, об их несоразмерности характеру и степени общественной деяния. Однако представленная пояснительная записка подобной аргументации не содержит.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 1 в 2018 году:
по части 1 статьи 142 УК РФ осуждено 4 лица (3 лица по основной квалификации 2 и одно лицо по дополнительной квалификации 3); по статье 142.1 УК РФ - 17 лиц (14 лиц по основной и 3 лица по дополнительной квалификации); по части 1 статьи 142.2 УК РФ осуждённых не было,
по части 3 статьи 142.2 УК РФ осуждено 2 лица (по основной квалификации).
В первом полугодии 2019 года:
по статье 142.1 УК РФ осуждено 6 лиц (по основной квалификации);
по части 1 статьи 142 УК РФ, а также по части 1 и части 3 статьи 142.2 УК РФ осуждённых не было.
Деяния, ответственность за которые предусмотрена вышеуказанными статьями, относятся к преступлениям средней тяжести. Санкциями данных статей установлены альтернативные виды наказаний, в том числе наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет (часть 1 статьи 142, статья 142.1, часть 1 статьи 142.2 УК РФ) и до 5 лет (часть 3 статьи 142.2 УК РФ).
Согласно статистическим сведениям в обозначенный период суды не назначали осуждённым по данной категории преступлений наказание в виде лишения свободы (реально). Условное осуждение к лишению свободы было применено в отношении 10 лиц из числа указанных (все осуждены по статье 142.1 УК РФ). Остальным осуждённым назначалось наказание в виде штрафа.
Таким образом, приведённые данные судебной статистики, по нашему мнению, не свидетельствуют о том, что потенциал применения наказания в виде лишение свободы исчерпан, и установленные сроки этого вида наказания недостаточны для достижения целей, указанных в статье 43 УК РФ.
Предложение законопроекта о введении новой статьи 142.3 УК РФ об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом избирательной комиссии своих обязанностей также не нашло своего обоснования в пояснительной записке к законопроекту. Вместе с тем в настоящее время члены избирательных комиссий, комиссий референдума, являющиеся должностными лицами, за допущенную ими халатность могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 293 УК РФ.
Кроме того, обращает на себя внимание то, что в проектной статье 142.3 УК РФ в качестве специального субъекта преступления указан только член избирательной комиссии, тогда как ответственность члена комиссии референдума в соответствии с данной нормой не предусматривается.
По нашему мнению, диспозиция проектной статьи 142.3 УК РФ имеет сложную, не в полной мере отвечающую способам построения уголовно-правовых норм конструкцию - в объективную сторону этого преступления предлагается включить последствия в виде совершения другими лицами иных преступлений. С точки зрения возможности доказывания причинно-следственной связи между деянием и наступившими такого рода о последствиями реализация проектной статьи 142.3 УК РФ представляется крайне затруднительной.
|
В.А. Давыдов |
------------------------------
1 Статистические данные о результатах рассмотрения судами конкретных дел размещены на сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http:www.cdep.ru) и являются общедоступными.
2 Здесь и далее указано количество осуждённых лиц, для которых обвинение по данной статье является либо единственным, либо наиболее тяжким из предъявленных обвинений.
3 Здесь и далее указано количество лиц, осуждённых за преступление, совершенное по совокупности с другим, более тяжким преступлением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 2 марта 2020 г. N 4-ВС-1157/20 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 963936-7 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за нарушения избирательного законодательства)"
Текст письма опубликован не был