Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 962485-7 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год"
Досье на проект федерального закона
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществлял исполнение бюджета в 2019 году в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 431-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон).
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 770 618,5 млн. рублей, или 102,3 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом. Расходы бюджета Фонда за 2019 год составили 738 103,9 млн. рублей, или 99,6 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом, и 98,4 процента к сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2019 год (далее - бюджетная роспись).
В целом бюджет Фонда за 2019 год исполнен с профицитом в сумме 32 514,6 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - с дефицитом в сумме 1 525,9 млн. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - с профицитом в сумме 34 422,0 млн. рублей, по исполнению отдельных государственных полномочий, осуществляемых Фондом за счет средств федерального бюджета, - с превышением произведенных расходов над суммой поступивших межбюджетных трансфертов за счет остатков прошлых лет в сумме 286,9 млн. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - с превышением произведенных расходов над суммой поступивших межбюджетных трансфертов за счет остатков прошлых лет в сумме 94,6 млн. рублей.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда приведены в приложении 1 к пояснительной записке.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год" в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год" не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год" не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Доходы
Согласно финансовому отчету об исполнении бюджета Фонда за 2019 год в целом доходы бюджета Фонда сложились в сумме 770 618,5 млн. рублей, или 102,3 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом.
Исполнение бюджета Фонда по основным статьям доходов характеризуется показателями, приведенными в приложении 2 к пояснительной записке.
Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 582 249,9 млн. рублей, или 101,1 процента к показателям Федерального закона и возросли по отношению к 2018 году на 24 173,5 млн. рублей или на 4,3 процента.
В составе доходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учтено погашение кредиторской задолженности Фонда перед страхователями в части превышения произведенных ими расходов над суммой начисленных страховых взносов в размере 4 807,4 млн. рублей.
В 2019 году в доход бюджета Фонда поступили страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включая недоимку, пени, штрафы в сумме 583 326,0 млн. рублей, или 100,9 процента к запланированным, и увеличились по сравнению с 2018 годом на 52 434,6 млн. рублей, или на 9,9 процента.
В 2019 году по статье доходов "Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам" в бюджет Фонда зачислено 15,7 млн. рублей, или 65,8 процента от запланированного, что меньше по сравнению с поступлениями за 2018 год на 1,9 млн. рублей. Из них поступления задолженности плательщиков по отмененному единому социальному налогу составили 12,2 млн. рублей, возвращен плательщикам излишне уплаченный единый социальный налог в сумме 0,8 млн. рублей. В результате в доходы бюджета Фонда зачислено 11,4 млн. рублей, или 104,6 процента к 2018 году. По данной статье доходов бюджета Фонда поступили недоимка, пени и штрафы (задолженность на 1 января 2001 г. по страховым взносам, переданная в ФНС России) в сумме 4,3 млн. рублей.
В доходы бюджета Фонда зачислены налоги на совокупный доход в сумме 4,6 млн. рублей, что на 1,1 млн. рублей больше суммы поступлений в 2018 году.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2019 году доходы составили 135 055,6 млн. рублей, или 105,2 процента от показателей Федерального закона. По отношению к 2018 году указанные доходы возросли на 8 338,2 млн. рублей, или на 6,6 процента.
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, в 2019 году составили 131 379,2 млн. рублей, что больше на 9 605,6 млн. рублей, или на 7,9 процента от запланированных. К уровню 2018 года поступления выросли на 8,8 процента, или на 10 665,8 млн. рублей.
Увеличение поступлений страховых взносов в основном обусловлено увеличением фонда заработной платы, на который начисляются взносы, на 7,5 процента к учтенному в расчетах к Федеральному закону (24 208 000,0 млн. рублей). В результате влияния данного фактора в доход бюджета Фонда поступили дополнительные доходы в сумме 8 444,9 млн. рублей.
Средний размер тарифа страховых взносов сложился в размере 0,51 процента, что соответствует плановому тарифу.
Фактический коэффициент сбора страховых взносов составил 0,992, что выше планового показателя на 0,009. Это позволило увеличить доходы бюджета Фонда по данной статье на 1 135,8 млн. рублей. В доход бюджета Фонда по данной статье дополнительно зачислены пени и штрафы в сумме 24,9 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1396 "Об утверждении Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" резерв средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( далее - страховой резерв) был размещен на банковские депозиты в кредитные организации. По результатам размещения страхового резерва в доходы бюджета Фонда зачислены средства в сумме 2 146,7 млн. рублей или 35,8 процента от запланированных. Фондом было проведено 11 отборов заявок кредитных организаций на заключение договора банковского депозита, только по пяти отборам заявок было размещено менее 10 процентов максимального размера средств, предполагаемого для размещения на банковских депозитах в кредитных организациях, а по трем отборам - менее 50 процентов. Только в августе 2019 г. были размещены все средства, предложенные Фондом к размещению. Сложившаяся ситуация свидетельствует о низком уровне спроса банковского сектора на привлечение денежных средств во вклады, обусловленного избыточной ликвидностью кредитных организаций.
В связи с принятием Федерального закона от 4 ноября 2019 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в статью 166 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации", предусматривающего передачу полномочий по размещению страхового резерва Федеральному казначейству, с октября 2019 года Фонд не осуществлял размещение страхового резерва.
В доходы Фонда поступили денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов) в сумме 210,2 млн. рублей, что на 26,7 процента меньше запланированных.
В доходах бюджета Фонда от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета Фонда учтены поступления от возврата неправомерно использованных средств в сумме 292,0 млн. рублей, включая средства федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за прошлые годы, которые составили 18,3 млн. рублей.
В составе прочих неналоговых доходов капитализированные платежи ликвидируемых предприятий составили 543,2 млн. рублей, или 166,8 процента от предусмотренных планом, прочие поступления - 99,7 млн. рублей, включая добровольные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 97,2 млн. рублей. Кроме того, по статье "Прочие неналоговые доходы" отражено погашение кредиторской задолженности Фонда перед страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части превышения произведенных ими расходов над суммой начисленных страховых взносов в размере 4 807,4 млн. рублей и рост кредиторской задолженности Фонда перед страхователями в сумме 765,2 млн. рублей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступили в размере 56 827,2 млн. рублей, из них:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций - в сумме 39 538,3 млн. рублей, на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 3 310,0 млн. рублей;
межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - в сумме 13 978,9 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 39,1 млн. рублей.
В 2019 году из бюджета Фонда были возвращены в федеральный бюджет средства межбюджетных трансфертов, неправомерно израсходованные в прошлые периоды, в сумме 9,9 млн. рублей и в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства, неправомерно израсходованные учреждениями здравоохранения за прошлые периоды, в сумме 212,5 млн. рублей.
Расходы
Расходы бюджета Фонда в 2019 году составили 738 103,9 млн. рублей, или 99,6 процента к показателям Федерального закона и 98,4 процента к ассигнованиям, установленным бюджетной росписью. По сравнению с 2018 годом расходы увеличились на 5,1 процента.
Расходы на исполнение государственных функций за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в 2019 году, составили 39 831,1 млн. рублей, за счет средств, поступивших из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - 13 863,4 млн. рублей.
В 2019 году расходы на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств составили 638 003,9 млн. рублей. Расходы на эти цели составили 86,4 процента от всех расходов бюджета Фонда и 99,5 процента к показателям Федерального закона. По сравнению с 2018 годом расходы увеличились на 30 401,5 млн. рублей, или на 5 процентов, в основном за счет увеличения расходов на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами.
Исполнение бюджета Фонда по основным направлениям расходования средств характеризуется показателями, приведенными в приложении 3 к пояснительной записке.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 583 775,8 млн. рублей, или 99,6 процента к показателям Федерального закона.
Расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сложились в сумме 570 211,1 млн. рублей и составили 97,7 процента всех расходов по данному виду страхования, а по сравнению с 2018 годом увеличились на 5 процентов.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 278 752,5 млн. рублей, или 107,1 процента к показателям Федерального закона и 100,6 процента к бюджетной росписи, что на 27 606,9 млн. рублей, или на 11 процентов больше, чем в 2018 году.
Превышение плановых показателей по данному виду расходов обусловлено увеличением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности по сравнению с запланированными на 18,4 млн. дней или на 6,2 процента.
Относительно предыдущего года число оплаченных дней по временной нетрудоспособности увеличилось на 9,0 млн. дней и увеличилась продолжительность одного случая временной нетрудоспособности с 11,20 дня в 2018 году до 11,35 дня в 2019 году.
Среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности составил 885,19 рубля, что выше запланированного на 0,8 процента или на 7,44 рубля, и выше на 7,8 процента по сравнению с 2018 годом. Это показывает тенденцию увеличения доли получателей пособий с более высокой заработной платой, используемой для начисления пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Расходы бюджета Фонда на выплату пособий по материнству в 2019 году составили 290 978,9 млн. рублей, или 93,4 процента к показателям Федерального закона и 98,7 к сводной бюджетной росписи.
Расходы на выплату указанных пособий в 2019 году уменьшились по отношению к 2018 году на 218,6 млн. рублей или на 0,1 процента, что обусловлено уменьшением количества выплаченных пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
На общее снижение расходов по материнству повлияло значительное снижение рождаемости в 2019 году, так по предварительным данным Росстата, рождаемость в Российской Федерации в 2019 году снизилась на 8,6 процента или на 138,7 тыс. человек по отношению к прогнозному показателю, учтенному при расчете к Федеральному закону.
На выплату пособий по беременности и родам расходы составили 115 161,5 млн. рублей, или 93,6 процента к показателям Федерального закона и 98,6 процента к бюджетной росписи.
Невыполнение плановых показателей по данному виду пособия обусловлено сокращением числа оплаченных дней по беременности и родам по сравнению с запланированным на 11,1 млн. дней или на 8,2 процента, и на 10,9 млн. дней по сравнению с 2018 годом.
Средний размер дневного пособия по беременности и родам составил 926,42 рубля, что на 1,9 процента больше планового показателя и на 75,13 рубля больше, чем в 2018 году.
Расходы на выплату пособий при рождении ребенка в 2019 году составили 19 214,9 млн. рублей, или 91,7 процента к показателям Федерального закона и 98,9 процента к бюджетной росписи.
По сравнению с 2018 годом расходы на выплату указанного пособия сократились на 805,0 млн. рублей, или на 4 процента.
Сократилось по сравнению с запланированным число выплат при рождении ребенка на 88,3 тыс. выплат, средний размер пособия уменьшился на 57,80 рубля и составил 18 951,76 рубля.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили 156 110,2 млн. рублей, или 93,4 процента к показателям Федерального закона и 98,8 процента к бюджетной росписи. По сравнению с 2018 годом расходы увеличились на 554,7 млн. рублей, или на 0,4 процента.
Средний размер данного пособия по отношению к 2018 году вырос на 1 041,10 рубля, или на 11 процентов, и составил 10 513,58 рубля.
Количество выплаченных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составило 14,8 млн. пособий. Правом на получение этого вида пособия воспользовались около 2,1 млн. граждан.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 г. N 32 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 г. N 32) произведена индексация выплат и пособий на 1,043.
Показатели расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством приведены в приложении 4 к пояснительной записке.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы составили 100 633,6 млн. рублей, что на 5 процентов ниже утвержденных Федеральным законом и бюджетной росписью, по отношению к 2018 году расходы возросли на 6,8 процента.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 2 753,5 млн. рублей, что на 4,5 процента меньше предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью, но на 6,9 процента больше, чем в 2018 году.
Снижение указанных расходов связано с уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 141,7 тыс. дней, или на 5,1 процента.
Средний размер дневного пособия составил 1 050,02 рублей или на 0,6 процента больше по отношению к показателям, использованным в расчетах к Федеральному закону.
В 2019 году выплачено 10,36 тыс. единовременных страховых выплат на сумму 1 649,6 млн. рублей, или 88,8 процента от предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью, что на 2,8 процента меньше, чем в 2018 году, средний размер выплаты составил 159 226,78 рубля, что больше на 5 692,6 рубля, чем в 2018 году.
Снижение расходов на единовременные страховые выплаты связано с сокращением числа выплат на 2,2 тыс. выплат по отношению к показателям, использованным в расчетах к Федеральному закону.
Число ежемесячных страховых выплат составило 5,2 млн. выплат на сумму 58 504,6 млн. рублей, или 97,6 процента к показателям Федерального закона и к бюджетной росписи. Снижение указанных расходов сложилось за счет уменьшения на 211,8 тыс. числа выплат или на 3,9 процента по сравнению с плановыми показателями.
Кроме этого число страховых случаев уменьшилось на 0,7 процента по сравнению с 2018 годом. Средний размер степени утраты профессиональной трудоспособности по сравнению с 2018 годом в 2019 году не изменился и составил 40,6 процента.
Ежегодно в рамках реализации статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" проводится индексация размеров ежемесячных страховых выплат.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 г. N 32 ежемесячные страховые выплаты были проиндексированы 432,1 тыс. получателей в 1,043 раза.
Показатели расходов по пособиям и выплатам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приведены в приложении 5 к пояснительной записке.
В 2019 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний составили 21 652,7 млн. рублей, или 88 процентов от предусмотренных показателями бюджетной росписи и Федерального закона, и увеличились на 20,9 процента по сравнению с 2018 годом.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших составили 7 183,8 млн. рублей, или 98,1 процента от предусмотренных показателями Федерального закона и 97,3 процента бюджетной росписи, что на 3,6 процента больше, чем в 2018 году.
На медицинскую помощь застрахованным лицам непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве в 2019 году израсходовано 753,8 млн. рублей, что на 7,8 процента больше средств, израсходованных на эти цели в 2018 году. Лечением в 2019 году охвачено 89,2 процента лиц, пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев на производстве, что на 0,3 процента меньше чем в 2018 году. В результате оплаты лечения за счет средств по данному виду страхования восстановили трудоспособность и возвратились к трудовой деятельности без установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности более 50 процентов от общего числа лиц, завершивших лечение.
В 2019 году для осуществления медицинской, социальной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве, предусмотренные средства направлены на:
обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и их ремонт в сумме 1 964,0 млн. рублей для 35,6 тыс. получателей. По сравнению с 2018 годом произошло увеличение расходов на 20 процентов, получателей на 2,1 процента;
осуществление санаторно-курортного лечения в сумме 1 737,7 млн. рублей для 38,9 тыс. получателей, в том числе 658 получателей с последствиями травм спинного мозга и передвигающихся с помощью колясок и 1,1 тыс. сопровождающих лиц. По сравнению с 2018 годом произошло увеличение расходов на 0,3 процента и уменьшение получателей на 2,9 процента;
оплату лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий в сумме 1 114,0 млн. рублей для 90,4 тыс. получателей. По сравнению с 2018 годом произошло уменьшение расходов на 0,6 процента;
проезд для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации в сумме 376,6 млн. рублей для 72,6 тыс. получателей. По сравнению с 2018 годом произошло увеличение расходов на 6,8 процента;
обеспечение транспортными средствами (автомобилями необходимой модификации) в сумме 622,9 млн. рублей для 1,3 тыс. получателей. По сравнению с 2018 годом произошло уменьшение расходов на 24,2 процента, получателей на 26,3 процента.
Неполное освоение бюджетных ассигнований, предусмотренных на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обусловлено снижением в 2019 году количества страховых случаев на 0,7 процента по сравнению с 2018 годом. Кроме этого, в ходе проведения конкурсных процедур произошло снижение начальной максимальной цены государственного контракта на осуществление санаторно-курортного лечения пострадавших, обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Также неполное освоение бюджетных ассигнований Фонда связано с имеющимися случаями расторжения государственных контрактов на осуществление санаторно-курортного лечения в связи с медицинскими противопоказаниями, либо с досрочным прекращением прохождения санаторно-курортного лечения по различным причинам.
На обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2019 году было израсходовано 14 468,9 млн. рублей, или 84 процента от предусмотренных бюджетной росписью, что на 31,8 процента больше, чем в 2018 году.
В рамках обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2019 году за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
приобретены средства индивидуальной защиты на сумму 4 284,8 млн. рублей (29,6 процента от общей суммы использованных страхователями средств) для более 2 023 тыс. застрахованных;
более 2 147 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошли обязательные периодические медицинские осмотры, расходы на которые составили 4 218,5 млн. рублей (29,2 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
более 56 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которым рекомендовано санаторно-курортное лечение в соответствии с заключительными актами по результатам периодических медицинских осмотров, получили его на сумму 2 343,5 млн. рублей (16,2 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
более 40 тыс. работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, получили санаторно-курортное лечение на сумму 1 722,0 млн. рублей (11,9 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
проведена специальная оценка условий труда на 1 185 тыс. рабочих местах на сумму 1 176,3 млн. рублей (8,1 процента от общей суммы использованных страхователями средств).
В 2019 году бюджетом Фонда предусмотрено увеличение объема средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее - финансовое обеспечение предупредительных мер) с 20 процентов до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
В соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н, после завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы. Оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели.
Неполное освоение ассигнований, утвержденных бюджетом Фонда на финансовое обеспечение в 2019 году предупредительных мер, обусловлено тем, что страхователи в своих финансовых планах хозяйственной деятельности не запланировали расходы на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
В соответствии с Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1548 "Об утверждении Правил предоставления из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральным государственным учреждениям, в отношении которых Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя" было выделено 3 862,1 млн. рублей в целях оказания свыше 64 тыс. лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний (далее - пострадавшие на производстве), услуг по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению на базе центров реабилитации Фонда, или 99,2 процента предусмотренных показателями Федерального закона и бюджетной росписи.
В 2019 году до центров реабилитации Фонда были доведены государственные задания на оказание пострадавшим на производстве вышеуказанных услуг в общем объеме: по медицинской реабилитации - 1 504 человека, санаторно-курортному лечению - 1 350,8 тыс. койко-дней.
Фактически государственные задания центрами реабилитации Фонда исполнены в объеме: по медицинской реабилитации 1 499 человек или 99,7 процента, по санаторно-курортному лечению 1 345,7 тыс. койко-дней или на 99,6 процента.
На выполнение государственного задания по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации было перечислено 11,0 млн. рублей, или 99,4 процента предусмотренных показателями Федерального закона и бюджетной росписи. Неполное перечисление субсидии на выполнение государственного задания связано с уменьшением затрат на оплату налогов (отмена налога на движимое имущество). Фактически обучено 1 678 человек (56 136 человеко-часов).
В 2019 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, были предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 27 879,9 млн. рублей, на административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - в сумме 946,9 млн. рублей. В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и дополнительным соглашением от 26 июля 2019 г. N 1 к Соглашению на 2019 год между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Фондом о предоставлении в 2019 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, было дополнительно выделено 710,4 млн. рублей.
Фактические расходы составили 28 734,7 млн. рублей, или 99 процентов к бюджетной росписи, с учетом остатка средств, не использованных в 2018 году, в сумме 416,6 млн. рублей и 4,6 млн. рублей, поступивших в доход бюджета Фонда как возврат расходов (в случае смерти инвалида). Административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составили 922,8 млн. рублей, или 97,5 процента к бюджетной росписи.
Остаток средств по состоянию на 1 января 2020 г., образовавшийся в результате неполного использования федеральных средств, в сумме 301,8 млн. рублей связан в основном с экономией средств федерального бюджета за счет проведения торгов в ходе процедур государственных закупок (аукционов), расторжением государственных контрактов по причине неисполнения поставщиками своих обязательств, отказами инвалидов.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 6 статьи 6 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 384-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) остаток средств, образовавшийся в результате неполного использования Фондом межбюджетных трансфертов на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, будет использован Фондом на указанные цели в 2020 году, в том числе на завершение расчетов по договорам, заключенным в 2019 году.
В 2019 году было принято заявок на 391,0 млн. единиц технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия, выдано 385,2 млн. единиц (98,5 процента), что позволило обеспечить ими 1 177,7 тыс. человек, или 89,5 процента от общего количества обратившихся инвалидов, с учетом переходящих заявок 2018 года. Неполное исполнение заявок в основном обусловлено их поздним поступлением (ноябрь - декабрь) и невозможностью проведения конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" из-за длительной процедуры проведения торгов.
Основные показатели по расходованию средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, приведены в таблице:
Показатели |
2018 год |
2019 год |
Отклонение к 2018 году |
|||||
принято |
исполнено |
% |
принято |
исполнено |
% |
принято |
исполнено |
|
Количество заявок (млн. шт. изделий) |
379,9 |
371,8 |
97,9 |
391,0 |
385,2 |
98,5 |
11,1 |
13,4 |
Показатели |
2018 год |
2019 год |
Отклонение к 2018 году |
|||||
уточненная роспись расходов |
исполнено |
% |
уточненная роспись расходов |
исполнено |
% |
"+"; "-" |
% |
|
Сумма (млн. рублей) |
27469,7 |
27081,0 |
98,6 |
29011,5 |
28734,7 |
99,0 |
1653,7 |
106,1 |
В 2019 году бюджетной росписью Фонда ассигнования на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были определены в сумме 5 341,1 млн. рублей, включая остаток средств, не использованных в 2018 году, в сумме 141,0 млн. рублей и 2,5 млн. рублей, поступивших в бюджет Фонда как неправомерно используемые средства. Фактические расходы составили 5 288,4 млн. рублей, или 99 процентов.
Остаток средств, образовавшийся в результате неполного использования установленных ассигнований на обеспечение санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения и обратно отдельных категорий граждан в 2019 году, составил 54,3 млн. рублей, который в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ будет использован на указанные цели в 2020 году.
Основной причиной образования остатка средств в 2019 году является досрочный выезд льготной категории граждан из санаторно-курортных учреждений в связи с возникшими медицинскими противопоказаниями и невозможностью дальнейшего использования путевок. Кроме того, возврат путевок на санаторно-курортное лечение гражданами льготных категорий со сроком заезда конец ноября - начало декабря не позволил перераспределить такие путевки в связи с истечением срока оказания услуг, согласно условиям государственных контрактов. Экономия средств по проезду льготной категории граждан к месту лечения и обратно образовалась за счет применения 50 процентной скидки на приобретение авиабилетов для детей.
В 2019 году выдано 165,6 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, что на 11,4 тыс. путевок больше, чем в 2018 году.
Расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, и отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов составили 90,4 млн. рублей, или 96,8 процента к бюджетной росписи. Недовыполнение объясняется уменьшением численности граждан, имеющих право на получение данных пособий.
Фондом в 2019 году осуществлялась деятельность, связанная с выполнением государственных функций по реализации демографической политики государства, направленной на поддержку граждан, имеющих детей.
Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами составили 4 790,6 млн. рублей, или 120,2 процента к показателям Федерального закона и 99,3 процента к бюджетной росписи, к 2018 году рост составил 21,5 процента. Превышение плановых показателей по данной статье бюджета обусловлено увеличением числа оплаченных дней на 160,6 тыс. дней и средним размером выплаты на 218,55 рублей по сравнению с запланированными.
Расходы на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанных этими организациями женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, и по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни составили 13 863,4 млн. рублей, или 87,4 процента к показателям Федерального закона и 79,4 процента к ассигнованиям, предусмотренным бюджетной росписью. Фондом оплачены услуги по оказанию медицинской помощи в 2019 году медицинскими учреждениями:
на амбулаторно-поликлиническом этапе в период беременности - 1 290,9 тыс. женщин;
в период родов и в послеродовой период - 1 362,0 тыс. женщин;
проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни - 1 793,9 тыс. услуг.
Остатки средств в сумме 1 504,1 млн. рублей, образовавшиеся на 1 января 2020 г. в результате неполного использования Фондом в 2019 году указанных бюджетных ассигнований, будут использованы Фондом в 2020 году на те же цели в соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ.
Показатели использования межбюджетных трансфертов на выплаты, финансируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, приведены в приложениях 6, 7 к пояснительной записке.
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в 2019 году составили 23 934,6 млн. рублей, или 97,4 процента от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, что составляет 3,2 процента в общем объеме расходов.
Расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности составили 291,9 млн. рублей, или 95,9 процента от предусмотренных Федеральным законом и 61 процент от предусмотренных бюджетной росписью. Из них бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности составили 63,0 млн. рублей или 83,5 процента от предусмотренных Федеральным законом и 25,2 процента от предусмотренных бюджетной росписью.
Освоение в неполном объеме утвержденных ассигнований объясняется не соблюдением подрядчиком сроков выполнения строительных работ по заключенному контракту на строительство административного здания Ленинградского регионального отделения Фонда, а также расторжением с подрядчиком контракта на строительные работы по реконструкции административного здания Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда с занесением подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1495 "Об утверждении Правил предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации" в 2019 году была выделена и в полном объеме перечислена центрам реабилитации Фонда субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности в сумме 228,9 млн. рублей. Фактически центрами реабилитации Фонда освоено 19,6 млн. рублей, или 4,3 процента от плана, с учетом остатка субсидий, не использованных в 2018 году, в сумме 223,8 млн. рублей.
В 2019 году введен в эксплуатацию спальный корпус на 150 мест в центре реабилитации "Ключи" общей площадью 7 257,9 кв. метров.
Низкое освоение предоставленных субсидий сложилось в основном по причине невыполнения исполнителями договорных обязательств: увеличение продолжительности выполнения проектных работ, проведения государственной экспертизы проектной документации по сравнению с планировавшимися сроками, а также длительные сроки оформления договора на технологическое присоединение. В свою очередь неготовность проектной документации не позволила приступить к выполнению строительно-монтажных работ.
По итогам 2019 года по всем центрам реабилитации Фонда - получателям субсидий в соответствии с постановлением Фонда от 20 января 2020 г. N 7 "О подтверждении наличия потребности в использовании остатков неиспользованных субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации" было принято решение о подтверждении потребности в использовании в 2020 году остатков субсидий, не использованных по состоянию на 1 января 2020 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 1580 "Об утверждении Правил определения объема и условий предоставления из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации субсидий на иные цели федеральным государственным учреждениям, в отношении которых Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя" была выделена субсидия в сумме 246,1 млн. рублей, или 72,3 процента от предусмотренного бюджетной росписью. Неполное перечисление субсидий центрам реабилитации Фонда связано с непредставлением или поздним представлением ими документов, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта, приобретения основных средств.
По подразделу "Другие вопросы в области социальной политики", включающему расходы на изготовление бланочной продукции, информационно-разъяснительную деятельность, прочие текущие расходы составили 1 040,0 млн. рублей, или 89,8 процента от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью. Экономия средств сформировалась в основном за счет оптимизации расходов по исполнению судебных актов и уплате налогов, сборов и платежей.
Фонд в 2019 году в полном объеме обеспечил выполнение возложенных на него обязательств по обязательному социальному страхованию и делегированных Фонду государственных функций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.