Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 962483-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год"
Досье на проект федерального закона
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) за 2019 год исполнен в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 433-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон), а также сводной бюджетной росписью расходов бюджета Фонда с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее - уточненная сводная роспись) и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2019 год в части межбюджетных трансфертов, передаваемых Фонду на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
По доходам бюджет Фонда исполнен в сумме 2 123 987,9 млн. рублей, или 101,2% от утвержденного размера (2 098 026,8 млн. рублей). По сравнению с 2018 годом доходы увеличились на 228 063,6 млн. рублей, или на 12%.
Расходы бюджета Фонда за 2019 год составили 2 186 737 ,8 млн. рублей, или 99,8% от утвержденного размера и от уточненной сводной росписи (2 190 182,9 млн. рублей). Расходы бюджета Фонда увеличились по сравнению с 2018 годом на 198 195,6 млн. рублей, или на 10%.
Из федерального бюджета в бюджет Фонда поступил межбюджетный трансферт в объеме 78 981,8 млн. рублей (100% от утвержденного размера).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с заявками, представленными в Фонд, составил 13 978,9 млн. рублей (88,2% от утвержденного размера).
Бюджет Фонда за 2019 год исполнен с дефицитом в размере 62 749,9 млн. рублей, который обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета Фонда.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2019 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2019 год Федеральным законом |
Уточненная сводная роспись расходов на 2019 год |
Кассовое исполнение за 2019 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
уточненной сводной росписи |
|||||
Доходы |
2 098 026,8 |
- |
2 123 987,9 |
101,2 |
- |
Расходы |
2 190 182,9 |
2 190 182,9 |
2 186 737,8 |
99,8 |
99,8 |
Дефицит (-) |
-92 156,1 |
-92 156,1 |
-62 749,9 |
- |
- |
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на ОМС
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2019 году составила 96,2%. Страховые взносы на ОМС в 2019 году поступили на общую сумму 2 042 974,9 млн. рублей, или 101,2% от утвержденного размера. По сравнению с 2018 годом объем их поступления вырос на 180 770 млн. рублей, или на 9,7%.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Основной категорией плательщиков страховые взносы на ОМС работающего населения уплачивались исходя из тарифа в размере 5,1%, льготными категориями плательщиков - исходя из пониженных тарифов, установленных статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2019 год составил 1 322 864,8 млн. рублей, или 101,8% от утвержденного объема, в том числе:
страховые взносы, уплаченные работодателями, - 1 299 184,0 млн. рублей;
страховые взносы в фиксированном размере - 23 680,8 млн. рублей.
По сравнению с 2018 годом поступления страховых взносов на ОМС работающего населения увеличились на 122 289,9 млн. рублей, или на 10,2%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Уплата уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2019 году осуществлялась в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2019 год составил 720 110 млн. рублей, или 100,1% от утвержденного годового объема (719 125,9 млн. рублей), рассчитанного в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 326-ФЗ, исходя из численности неработающих застрахованных лиц в Российской Федерации на 1 января 2018 года и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения". По сравнению с 2018 годом объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения возрос на 58 480,0 млн. рублей, или на 8,8%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2019 год уплачены всеми субъектами Российской Федерации, задолженности по их уплате не имеется.
В июне 2019 года приняты постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2019 г. N 764 и от 14 июня 2019 г. N 765 об утверждении Правил предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Краснодарского края и бюджету Республики Северная Осетия - Алания на финансовое обеспечение уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия и Республики Южная Осетия соответственно.
Во исполнение указанных постановлений Правительства Российской Федерации за 2019 год Краснодарским краем и Республикой Северная Осетия -Алания уплачены страховые взносы на ОМС неработающего населения за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях Республики Абхазия и Республики Южная Осетия в размерах 777,9 млн. рублей и 196,9 млн. рублей соответственно.
Налоги на совокупный доход
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход составил 425,5 млн. рублей, в том числе:
налог, взимаемый с налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.), - 1,5 млн. рублей;
налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - 0,9 млн. рублей;
минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) -1,1 млн. рублей;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - 1,1 млн. рублей;
единый сельскохозяйственный налог - 0,02 млн. рублей;
налог на профессиональный доход - 420,9 млн. рублей.
Прочие налоговые и неналоговые доходы
Прочие налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет Фонда в общей сумме 43,3 млн. рублей, в том числе:
единый социальный налог - 22,3 млн. рублей;
недоимка, пени и штрафы по взносам - 19,5 млн. рублей;
прочие доходы от компенсации затрат бюджета Фонда - 0,5 млн. рублей;
доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев - 1,0 млн. рублей.
Безвозмездные поступления
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
За 2019 год общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов составила 78 981,8 млн. рублей, в том числе:
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей - 8 981,8 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения) - 70 000 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
Прочие безвозмездные поступления
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 1 562,6 млн. рублей, из них:
на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни - 212,5 млн. рублей;
на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации - 1 115,0 млн. рублей;
на осуществление единовременных выплат медицинским работникам - 204,6 млн. рублей;
прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет - 30,5 млн. рублей.
Возврат прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета Фонда в федеральный бюджет составил - -0,2 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда
Расходы на предоставление субвенций
В расходах бюджета Фонда основную долю (94,7%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В 2019 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 2 069 914,3 млн. рублей, что составляет 100,1% от утвержденного размера. По сравнению с 2018 годом субвенция увеличилась на 199 342,3 млн. рублей, или на 10,7%.
В 2019 году на увеличение субвенций бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края и Республики Северная Осетия - Алания за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, Фондом в соответствии с подпунктом а пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 433-ФЗ из нормированного страхового запаса направлено 1 304,7 млн. рублей и 327,6 млн. рублей соответственно.
Расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС
В 2019 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 100 798,8 млн. рублей, в том числе:
94 558,8 млн. рублей - субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 1302 "Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями";
6 240,0 млн. рублей - дотация федеральному бюджету в целях предоставления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
В 2019 году высокотехнологичная медицинская помощь оказана более чем 1 млн. пациентов.
Расходы на оплату родового сертификата
Финансовое обеспечение расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов Фонда осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
На указанные цели из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2019 году перечислено по заявочному принципу 13 978,9 млн. рублей (88,2% от запланированного объема).
Расходы на изготовление и доставку полисов ОМС
Кассовые расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2019 году составили 1 205,5 млн. рублей, или 91% от размера, утвержденного Федеральным законом.
В 2019 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды более 9,9 млн. полисов, из них 4 млн. - электронные, 5,9 млн. - бумажные. Все поступившие заявки выполнены в полном объеме.
Осуществление единовременных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 года.
В 2019 году на исполнение судебных актов по вопросам осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 года, из нормированного страхового запаса Фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона направлено 8,7 млн. рублей.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2019 году составили 831,6 млн. рублей, или 98,2% к утвержденным объемам.
Экономия средств против утвержденных объемов в основном сложилась в результате проведенных конкурсных процедур по закупке товаров и услуг для нужд Фонда.
В проекте федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год" отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год"
Реализация Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.