Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 964774-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее соответственно - законопроект, Федеральный закон) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в части предоставления права на расходование средств материнского (семейного) капитала в форме их направлении на улучшение жилищных условий всем лицам, имеющим права на меры государственной поддержки и заключившим договор кредита (займа) с любой из организаций, являющейся законным участником рынка ипотечного потребительского кредитования.
До вступления в силу Федерального закона от 18 марта 2019 года N 37-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" законодательство позволяло направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение обязательств по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения, обеспеченным ипотекой и заключенным в том числе с "иными" некредитными организациями, которые не относились к организациям, подконтрольным Банку России и другим государственным органам.
Федеральным законом от 18 марта 2019 года N 37-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" "иные организации" были исключены из перечня организаций, которым могли быть направлены средства материнского (семейного) капитала в счет погашения задолженности лиц, обладающих правом на меры государственной поддержки, образовавшейся из обязательств по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения, обеспеченным ипотекой.
Вместе с этим, указанным выше Федеральным законом сохранялось право заемщиков на направление средств материнского (семейного) капитала в счет погашения задолженности по обязательствам, возникающим из договоров займа на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенных с единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На момент принятия указанного выше Федерального закона предлагаемые меры (в части исключения "иных организаций" из перечня, содержащегося в части 7 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей") являлись обоснованными и способствующими предотвращению неправомерных действий, направленных на хищение бюджетных денежных средств.
Вместе с тем, указанным федеральным законом были необоснованно ограничены законные интересы лиц, заключающих договоры целевого ипотечного займа с учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих.
Указанная организация объективно не может быть причислена к лицам, способствующим совершению неправомерных действий с целевыми средствами материнского (семейного) капитала.
Кроме того, Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены поправки в Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", ограничившие круг лиц обладающих правом предоставлять потребительские кредиты (займы), обязательства заемщиков по возврату которых обеспечены ипотекой.
Кроме учреждения, созданного по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих, среди лиц, обладающих правом на ипотечное потребительское кредитование граждан, указаны также организации осуществляющие деятельность по предоставлению ипотечных займов в соответствии с требованиями, установленными единым институтом развития в жилищной сфере, и включенные в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.
Регулирование деятельности таких организаций, их включение и исключение из указанного выше перечня находится в компетенции единого института развития в жилищной сфере, действующего в рамках Федерального закона от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и учрежденного Правительством Российской Федерации, что, в свою очередь, также не позволяет сделать вывод о возможных злоупотреблениях указанных организаций.
Предлагаемые поправки позволят всем лицам, имеющим права на меры государственной поддержки семей, имеющих детей, направить средства материнского (семейного) капитала на погашение своих обязательств по заключенным с законными участниками рынка ипотечного потребительского кредитования договорам кредита (займа).
Учитывая, что с момента вступления в силу Федерального закона от 18 марта 2019 года N 37-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" были необоснованно ограничены законные интересы лиц, заключающих договоры целевого ипотечного займа с учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих предлагается распространить действие подготовленных поправок на отношения, возникшие с момента вступления указанного выше Федерального закона в законную силу (с 29 марта 2019 года).
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.