Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 964993-7 "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Исходя из положений статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процентов (по сравнению с общеустановленными размерами тарифов страховых взносов 30 процентов на все виды страхования в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования + 10% на обязательное пенсионное страхование свыше установленной предельной величины базы) применяются в течение 10 лет организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее соответственно - СЭЗ, участник СЭЗ, Федеральный закон N 377-ФЗ) не позднее чем в течение трех лет со дня создания СЭЗ.
Принимая во внимание дату вступления в силу Федерального закона N 377-ФЗ, которым была создана СЭЗ (1 января 2015 г.), участники СЭЗ, получившие такой статус после 1 января 2018 г., применяют в отношении выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу своих работников, общеустановленные тарифы страховых взносов.
Согласно отчету о результатах функционирования свободной экономической зоны за 2018 год, подготовленному Минэкономразвития России в соответствии с требованиями Правил ежегодной оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя и подготовки отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1368, а также по результатам анализа правоприменительной практики функционирование СЭЗ признано эффективным.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях поддержки благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Законопроектом предлагается для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ после 1 января 2018 г., установить с 1 января 2020 г. пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процентов с учетом некоторых особенностей.
Так, участники СЭЗ, получившие такой статус начиная с 1 января 2018 г., будут применять упомянутые пониженные тарифы страховых взносов с 1 января 2020 г., а участники СЭЗ, получившие такой статус начиная с 1 января 2020 г., - с месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, без ограничения 10-летним периодом с момента получения ими статуса участника СЭЗ, но до момента, когда объем полученной льготы по страховым взносам, выражаемый в разнице между суммами страховых взносов, определенными исходя из общеустановленных и пониженных тарифов страховых взносов, превысит объем капитальных вложений, осуществленных плательщиком в рамках реализации инвестиционного проекта, скорректированный на повышающий коэффициент.
Повышающие коэффициенты предлагается установить постановлением Правительства Российской Федерации в зависимости от вида осуществляемой участником СЭЗ экономической деятельности, исходя из приоритета развития определенных отраслей экономики Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Предельный срок применения пониженных тарифов страховых взносов предлагается установить до окончания периода функционирования СЭЗ.
При этом пониженные тарифы страховых взносов будут применяться участниками СЭЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации.
Реализация законопроекта позволит повышать и далее привлекательность особого режима ведения предпринимательской деятельности в СЭЗ, а также привлечь дополнительные инвестиции в экономику Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Кроме того, законопроектом уточняется периодичность представления органами управления СЭЗ в налоговые органы утверждаемых участниками СЭЗ перечней рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.
Принятие законопроекта не приведет к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.
Предлагаемые в законопроекте изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона повлекут увеличение межбюджетного трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, поскольку исходя из положений статьи 20 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет средств федерального бюджета.
По данным ФНС России, в 2018 и 2019 годах около 150 плательщиков страховых взносов получили статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - участник СЭЗ).
По прогнозам Совета министров Республики Крым и Правительства Севастополя, не менее 770 плательщиков страховых взносов планируют получить статус участника СЭЗ в 2020 - 2022 годах. При этом указанными участниками СЭЗ будет создано более 21 тысячи рабочих мест.
Таким образом размер выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов оценочно составит 3,5 млрд. рублей за расчетные периоды 2020 - 2022 годов (0,3 млрд. рублей в отношении применения с 1 января 2020 г. пониженных тарифов страховых взносов участниками СЭЗ, получившими такой статус в 2018 и 2019 годах, и 3,2 млрд. рублей в отношении применения с 1 января 2020 г. пониженных тарифов страховых взносов прогнозируемыми участниками СЭЗ, которые получат такой статус после 1 января 2020 г.).
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении коэффициента, применяемого участниками свободной экономической зоны в целях определения максимального размера льготы по страховым взносам в зависимости от размера осуществленных капитальных вложений".
Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации предусмотрена в течение 2 месяцев с момента официального опубликования федерального закона.
Ответственным исполнителем по разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации является Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.