Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 965887-7 "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Градостроительный кодекс не устанавливает, какие конкретно этажи относятся к надземным.
По указанной причине складывается неоднозначная правоприменительная практика, связанная с определением количества надземных этажей в объектах индивидуального жилищного строительства, имеющих цокольный этаж.
Согласно пункту 4.2.1. СП 55.13330 "СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года N 725/пр) правила определения площадей помещений, площади здания, этажности и строительного объема одноквартирных (блокированных жилых домов) вне зависимости от форм собственности следует принимать согласно приложению А "Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема" СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные".
Пунктом А. 1.7. указанного приложения предусмотрено, что при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
При определении количества этажей здания учитывают все этажи, включая подземные, подвальный, цокольный, надземные, технические, мансардный и технический чердак; не учитывают: подполье, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и^технический чердак высотой менее 1,8 м.
Из буквального толкования указанных норм следует, что цокольный этаж не относится ни к надземным этажам, ни к подземным этажам.
Следует также обратить внимание, что указанные нормы свода правил устанавливают правила определения этажности, общего количества этажей, а не количества надземных этажей, которое является одним из признаков объекта индивидуального жилищного строительства.
На практике количество надземных этажей здания определяется путем арифметического действия по вычитанию из общего количества этажей объекта недвижимости количества подземных этажей (приложение N 1 к приказу Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", раздел "Характеристики объекта недвижимости", строка 10) что, в случае наличия цокольного этажа, приводит к некорректному определению количества надземных этажей.
По аналогии с определением надземного этажа, содержащегося в пункте 3.25 СП 118.13330.2012* "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения" (утвержден приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10), а также в приложении Б к СП 56.13330.2011 "СНиП 31-03-2001. Производственные здания" (утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 года N 850) проектом предлагается уточнить предусмотренное пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса определение объекта индивидуального жилищного строительства, указав, что надземным этажом является этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли.
Принятие проекта будет способствовать установлению на всех уровнях корректной единообразной правоприменительной практики при определении количества надземных этажей в объектах индивидуального жилищного строительства и решении вопроса о соблюдении гражданами требований Градостроительного кодекса в части допустимого количества надземных этажей в таких объектах.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.