Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 967775-7 "О признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" и о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на восстановление социальной справедливости и социальных гарантий в отношении пенсионеров нашей страны в части осуществления индексации страховых пенсий в соответствии с положениями законодательства "О страховых пенсиях".
Так, 29 декабря 2015 года был принят Федеральный закон N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", направленный на существенное снижение индексации страховых пенсий по итогам 2015 года в отношении пенсионеров, не осуществляющих трудовую деятельность в размере 4 процентов вместо установленного Федеральным законом "О страховых пенсиях" уровня индексации в размере индекса потребительских цен, размер которого по итогам 2015 года составил 12.9%. При этом указанный Федеральный закон полностью отменил индексацию страховых пенсий в отношении пенсионеров, осуществляющих трудовую деятельность. Таким образом, по итогам 2015 года недоиндесация страховых пенсий в отношении пенсионеров, не осуществляющих трудовую деятельность, составила 8.9%, недоиндесация страховых пенсий в отношении пенсионеров, осуществляющих трудовую деятельность - 12.9%.
По итогам 2016 года в отношении пенсионеров, не осуществляющих трудовую деятельность страховая пенсия была проиндексирована в соответствии с законодательством на уровень не ниже индекса роста потребительских цен. При этом в отношении пенсионеров, осуществляющих трудовую деятельность, индексация не была произведена. Таким образом, недоиндексация страховой пенсии в отношении пенсионеров, осуществляющих трудовую деятельность, составила 5.4%.
По итогам 2017 и 2018 годов индексация в отношении пенсионеров, осуществлявших трудовую деятельность, так же проведена не была.
Указанные меры в условиях глубокого социального расслоения, снижения реальных доходов населения, уменьшения потребительского спроса населения приводят к еще большему социальному напряжению.
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, но потребует дополнительных расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
По информации ПФР в феврале 2016 года планируется провести индексацию пенсий по итогам накопленной инфляции за 2015 год.
Уровень накопленной в 2015 году инфляции составляет 12.9%.
По состоянию на 1 апреля 2015 года количество работающих пенсионеров по старости составляло 9,9 млн. человек.
Таким образом, размер дополнительных денежных средств, необходимых для выплаты пенсионерам, осуществлявшим трудовую деятельность, составляет не более 15,9 миллиардов рублей.
По информации ПФР в 2017 году планируется провести индексацию пенсий по итогам накопленной инфляции за 2016 год. Уровень накопленной в 2016 году инфляции составляет 5,8%.
По состоянию на 1 апреля 2016 года количество работающих пенсионеров по старости составляло 9,6 млн. человек.
Общий размер дополнительных денежных средств на индексацию пенсии и фиксированной выплаты для работающих пенсионеров составит порядка 10,3 млрд. рублей.
Сумма невыплаченных пенсий в 2016 году за период 2015 года с учетом количества пенсионеров, не осуществляющих трудовую деятельность в 33.7 миллионов человек, размере пенсии в 12 464 рубля и индексом потребительских цен 12.9% при фактической индексации пенсий в 4% составляет не более 453,7 миллиардов рублей.
В 2017 году за период 2016 года в отношении пенсионеров, не осуществлявших трудовую деятельность, была осуществлена индексация пенсий в размере 5.8 процентов при индексе потребительских цен 5.4%.
С учетом недоиндексации пенсий за период 2015 года в размере 8.9%, сумма недоиндексированных платежей составляет 1174 рубля ((разница между 14071 рублем пенсии ежемесячно (с учетом индексации в размере 12.9% за 2015 год), а также последующей индексацией в 5.8 процента в 2016 году (итого 14887 рублей) и 12962 рубля пенсии ежемесячно (с учетом индексации в 12.9% за 2015 год), а также последующей индексацией в 5.8 процента в 2016 году (итого 13713 рублей): 14887 - 13713 = 1174 рубля ежемесячно). С учетом количества пенсионеров, не осуществляющих трудовую деятельность в 34.3 миллионов человек, общая сумма невыплаченной пенсии составляет не более 483,2 миллиардов рублей.
С учетом уровня инфляции по итогам 2017 года в размере 2,5% процентов сумма дополнительных расходов, выделяемых для доиндексации платежей, составит 14887 рублей х 2.5% = 372,1.
372,1 х 12 месяцев х 34 300 000 = 153,1 миллиардов рублей.
С учетом уровня инфляции по итогам 2018 года в размере 4.3% процентов сумма дополнительных расходов, выделяемых для доиндексации платежей, составит 15 259,1 х 4,3% = 656,1.
656,1 х 12 месяцев х 34 300 ООО = 270 миллиардов рублей.
Таким образом, принятие проекта настоящего федерального закона потребует дополнительных расходов за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в размере не более 1 386 200 000 000 рублей.
Указанные меры направлены на реализацию положений статьи 7 Конституции России, согласно которой Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В противоречии этому указанные решения не направлены на поддержание курса социального государства в нашей стране.
Напротив, подобное секвестирование социальных расходов, направленное на поиски дополнительных источников доходов федерального бюджета лишь усугубляет сложившуюся экономическую модель. Парадигма указанного финансового подхода к решению проблемы наполняемости бюджета не содержит и не предполагает структурных экономических реформ, диверсификации экономики и поиска новых источников роста. Государство в лице уполномоченных органов должно пересмотреть указанные подходы экономии бюджетных средств за счет населения, поскольку подобные меры в конечном счете приведут к негативному эффекту во всех сферах общественной жизни нашей страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" и о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях"
Принятие проекта федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" и о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета.
Принятие проекта федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" и о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" потребует дополнительных расходов за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
По информации ПФР в феврале 2016 года планируется провести индексацию пенсий по итогам накопленной инфляции за 2015 год.
Уровень накопленной в 2015 году инфляции составляет 12.9%.
По состоянию на 1 апреля 2015 года количество работающих пенсионеров по старости составляло 9,9 млн. человек.
Таким образом, размер дополнительных денежных средств, необходимых для выплаты пенсионерам, осуществлявшим трудовую деятельность, составляет не более 15,9 миллиардов рублей.
По информации ПФР в феврале 2017 года планируется провести индексацию пенсий по итогам накопленной инфляции за 2016 год.
Уровень накопленной в 2016 году инфляции составляет 5,8%.
По состоянию на 1 апреля 2016 года количество работающих пенсионеров по старости составляло 9,6 млн. человек.
Общий размер дополнительных денежных средств на индексацию пенсии и фиксированной выплаты для работающих пенсионеров составит порядка 10,3 млрд. рублей.
Сумма невыплаченных пенсий в 2016 году за период 2015 года с учетом количества пенсионеров, не осуществляющих трудовую деятельность в 33.7 миллионов человек, размере пенсии в 12 464 рубля и индексом потребительских цен 12.9% при фактической индексации пенсий в 4% составляет не более 453,7 миллиардов рублей.
В 2017 году за период 2016 года в отношении пенсионеров, не осуществлявших трудовую деятельность, была осуществлена индексация пенсий в размере 5.8 процентов при индексе потребительских цен 5.4%.
С учетом недоиндексации пенсий за период 2015 года в размере 8.9%, сумма недоиндексированных платежей составляет 1174 рубля ((разница между 14071 рублем пенсии ежемесячно (с учетом индексации в размере 12.9% за 2015 год), а также последующей индексацией в 5.8 процента в 2016 году (итого 14887 рублей) и 12962 рубля пенсии ежемесячно (с учетом индексации в 12.9% за 2015 год), а также последующей индексацией в 5.8 процента в 2016 году (итого 13713 рублей): 14887 - 13713 = 1174 рубля ежемесячно). С учетом количества пенсионеров, не осуществляющих трудовую деятельность в 34.3 миллионов человек, общая сумма невыплаченной пенсии составляет не более 483,2 миллиардов рублей.
С учетом уровня инфляции по итогам 2017 года в размере 2,5% процентов сумма дополнительных расходов, выделяемых для доиндексации платежей, составит 14887 рублей х 2.5% = 372,1.
372,1 х 12 месяцев х 34 300 ООО = 153,1 миллиардов рублей.
С учетом уровня инфляции по итогам 2018 года в размере 4.3% процентов сумма дополнительных расходов, выделяемых для доиндексации платежей, составит 15 259,1 х 4,3% = 656,1.
656,1 х 12 месяцев х 34 300 000 = 270 миллиардов рублей.
Таким образом, принятие проекта настоящего федерального закона потребует дополнительных расходов за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в размере не более 1 386 200 000 000 рублей.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" и о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях"
Принятие проекта федерального закона "О признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" и о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.