Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 970027-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 4 "б" раздела II протокола заседания Военно-промышленной комиссии под председательством Президента Российской Федерации от 19 сентября 2019 г. N 1.
Законопроектом предусматривается, что Правительство Российской Федерации определяет минимальную долю закупок заказчиками юридическими лицами товаров (работ, услуг), произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза. При этом перечень таких товаров (работ, услуг) утверждается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время более 80 процентов всех закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) осуществляются у единственного поставщика. Кроме того, заказчики при осуществлении таких закупок, как правило, отдают предпочтение иностранной продукции при имеющихся конкурентоспособных российских аналогах.
Возможность использования заказчиками редких и избыточных характеристик, присущих только иностранной продукции, не позволяет отечественным производителям подавать заявки с отечественной продукцией.
Введение обязанности осуществлять определенный объем закупок товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза, позволит на постоянной основе ориентировать деятельность заказчиков на преимущественную закупку отечественной продукции, что положительным образом будет влиять на темпы роста потребления высокотехнологичной отечественной продукции.
Для указанных целей полномочия Правительства Российской Федерации будет предусмотрены в пунктах 1.1 и 1.2 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, дополнительно к пункту 1, которым уже предоставлено Правительству Российской Федерации право устанавливать приоритет закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В развитие данной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". При этом в указанном постановлении определены конкретные механизмы реализации приоритета закупок российских товаров (работ, услуг), в том числе "третий лишний" и "ценовые преференции". Предлагаемый в законопроекте механизм будет являться дополнительным инструментом реализации пункта 1 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Положения законопроекта направлены на поддержку преимущественно отечественных товаропроизводителей, в том числе в рамках диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции.
Стимулирование производства такими организациями высокотехнологичной продукции гражданского назначения предусмотрено поручениями Президента Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. N Пр-2423 и от 17 февраля 2018 г. N Пр-288.
Согласно ежегодному посланию Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации в декабре 2016 г. поставлена задача довести к 2025 году долю гражданской продукции до 30 процентов от общего производства оборонно-промышленного комплекса, а к 2030-му - до 50 процентов.
Постоянное действие указанной доли закупок товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза позволит создать долговременный механизм точечной поддержки развития российского производства в целях стимулирования уровня экономического роста на отдельных отраслевых рынках, поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса при производстве ими высокотехнологичной российской продукции, а также развитие кооперации.
Законопроект также предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по определению:
требования к содержанию и форме отчета о выполнении заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе;
требования к содержанию обоснования невозможности выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе;
уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оценку выполнения заказчиком минимальной доли закупок.
Законопроект направлен на выполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", которым предусмотрено достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в части экономического развития. Достижение указанных целей может обеспечиваться через стимулирование локализации новых производств товаров на территории Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Принятие и реализация проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" потребует принятия следующих актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении минимальной доли закупок товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении сферы закупок и перечня товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка подготовки и размещения в единой информационной системе отчета об объеме закупок товара, произведенного в государстве - члене Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении порядка подготовки обоснования невозможности выполнения заказчиком минимальной доли закупок".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении органа, уполномоченного на оценку выполнения заказчиком минимальной доли закупок товара, произведенного в государстве - члене Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.