Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 969960-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 4 "б" раздела II протокола заседания Военно-промышленной комиссии под председательством Президента Российской Федерации от 19 сентября 2019 г. N 1.
Законопроектом предусматривается, что Правительство Российской Федерации определяет минимальную долю закупок государственными и муниципальными заказчиками товаров (работ, услуг), произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза. При этом перечень таких товаров (работ, услуг) утверждается Правительством Российской Федерации.
Законопроектом также устанавливается порядок выполнения государственными и муниципальными заказчиками минимальной доли закупок и особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги.
Введение обязанности государственного и муниципального заказчика осуществлять определенный объем закупок товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых поставляется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза, позволит на постоянной основе ориентировать их деятельность на преимущественную закупку отечественной продукции, что положительным образом будет влиять на темпы роста потребления такой продукции, в том числе высокотехнологичной.
Положения законопроекта направлены в первую очередь на поддержку отечественных товаропроизводителей, в том числе в рамках диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции, что предусмотрено поручениями Президента Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. N Пр-2423 и от 17 февраля 2018 г. N Пр-288.
Согласно ежегодному посланию Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации в декабре 2016 г. поставлена задача довести к 2025 году долю гражданской продукции до 30 процентов от общего производства оборонно-промышленного комплекса, а к 2030-му - до 50 процентов.
Постоянное применение указанной доли закупок позволит создать долговременный механизм точечной поддержки развития российского производства в целях стимулирования уровня экономического роста на отдельных отраслевых рынках, поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса при производстве ими высокотехнологичной российской продукции, а также развитие кооперации.
Такой подход соответствует Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", которым предусмотрено достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в части экономического развития. Достижение указанных целей может обеспечиваться через стимулирование локализации новых производств товаров на территории Российской Федерации.
Законопроект также направлен на изменение сложившейся практики осуществления государственных закупок на основании использования характеристик иностранной продукции, в том числе при реализации национальных проектов (программ), что негативным образом отражается на отечественных производителях.
В настоящее время ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни Закон N 44-ФЗ не предусматривают обязанности заказчиков формировать технические задания на основании характеристик и описаний отечественных товаров, в том числе поставляемый при выполнении работ, оказании услуг.
Законопроект также предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по определению:
требований к содержанию и форме отчета об объеме закупок товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания, которых поставляется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе;
требований к содержанию обоснования невозможности выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе;
уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оценку выполнения государственным и муниципальным заказчиком минимальной доли закупок;
порядка использования единой информационной системы в целях оценки выполнения государственным и муниципальным заказчиком минимальной доли закупок;
случаев, порядка и последствий проведения оценки выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также показателей оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие и реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" потребует принятия следующих актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении минимальной доли закупок товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка выполнения минимальной доли закупок товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении сферы закупок и перечня товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении особенностей формирования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для выполнения минимальной доли закупок".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы, порядка подготовки и размещения в единой информационной системе отчета об объеме закупок товара, произведенного в государстве - члене Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении порядка подготовки обоснования невозможности выполнения заказчиком минимальной доли закупок".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
7. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения мониторинга осуществления заказчиками закупок товара, произведенного в государстве - члене Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
8. Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении органа, уполномоченного на оценку выполнения заказчиком минимальной доли закупок товара, произведенного в государстве - члене Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
9. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении случаев, порядка, последствий проведения оценки выполнения заказчиком минимальной доли закупок и показателей оценки достижения минимальной доли закупок товара".
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.