Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 969984-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения полномочий таможенных органов Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности по производству дознания"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения полномочий таможенных органов Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности по производству дознания" (далее - законопроект) предлагается наделить таможенные органы Российской Федерации (далее - таможенные органы) полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также наделить пограничные органы федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 200.1 и частью первой статьи 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики показал, что подавляющее большинство преступлений, связанных с нарушением требований законодательства Российской Федерации во внешнеторговом обороте, в том числе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза, выявляется таможенными органами, к исключительной компетенции которых отнесено совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля.
Наряду с этим значительное число противоправных деяний выявляется таможенными органами в результате проводимых в рамках компетенции оперативно-разыскных мероприятий.
Это в полной мере относится к контрабанде алкогольной и табачной продукции, ответственность за которую установлена статьей 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Их доля в структуре выявляемых таможенными органами преступлений составляет более 30 процентов.
В настоящее время таможенные органы правомочны в полном объеме в форме дознания расследовать лишь уголовные дела о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и контрабандой наличных денежных средств и денежных инструментов, предусмотренных частями первой, второй статьи 194 и частью первой статьи 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом преступления, предусмотренные статьей 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, фактически не являются более сложными для расследования, чем уголовные дела об уклонении от уплаты таможенных платежей, а отсутствие необходимости устанавливать причиненный ущерб существенно упрощает доказывание.
В тех же случаях, когда контрабанда выявляется при перемещении товаров непосредственно физическими лицами, то есть преступление совершается в условиях очевидности, производство предварительного расследования не представляет сложности и по существу заключается в проведении в кратчайшие сроки ограниченного числа мероприятий по фиксации обстоятельств совершенного противоправного деяния.
Кроме того, таможенными органами значительная часть указанных противоправных деяний фактически расследуется. Это случаи, когда по одному и тому же факту одновременно с возбуждением в отношении физического лица уголовного дела о контрабанде таможенным органом в связи с недекларированием либо недостоверным декларированием возбуждается дело об административном правонарушении по соответствующей статье главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица.
В подобных ситуациях методология проведения административного расследования практически не имеет принципиальных различий. Таким образом, таможенные органы имеют достаточно практического опыта для успешного расследования указанных преступлений во всех аспектах, располагая при этом в полном объеме необходимыми материальными и кадровыми ресурсами. В том числе это касается наличия собственных экспертных учреждений, сотрудники которых специализируются на разрешении вопросов, связанных с определением характеристик товаров, их стоимости, и прочих вопросов.
Кроме того, в штате каждого таможенного органа имеются специалисты по всем направлениям таможенного дела, привлечение которых в установленном законом порядке к расследованию требуется практически в каждом случае, в том числе для разрешения таких специфических вопросов как определение кодов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, установление их таможенной стоимости, исчисление сумм таможенных платежей.
Преступления, предусмотренные частью первой статьи 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации - средней тяжести, так же как и преступления, предусмотренные частями первой, второй статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым таможенными органами проводится дознание.
Также следует учитывать, что в большинстве случаев преступления, предусмотренные частью первой статьи 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершаются не в качестве самостоятельных, а преследуют цель уклонения от уплаты таможенных платежей, то есть образуют совокупность с преступлениями, предусмотренными частями первой, второй статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, в полном объеме относящимися к компетенции таможенных органов.
Внесение предлагаемых изменений позволит в определенной мере снизить нагрузку на следственные подразделения иных правоохранительных органов, в которые за период с 2014 по 2018 год таможенными органами было передано по подследственности свыше 8,5 тысячи уголовных дел, а также более 12 тысяч сообщений о преступлениях.
Следует отметить что преступления, предусмотренные статьями 200.1 и 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявляются также должностными лицами пограничных органов на государственной границе Российской Федерации, в том числе в пунктах пропуска, расположенных на внутренних границах государств-членов Евразийского экономического союза (например, российско-казахстанский участок государственной границы). Так, с 2014 года выявлено свыше тысячи подобных правонарушений, сообщения о которых переданы на рассмотрение в иные правоохранительные органы. При этом значительная удаленность отдельных участков государственной границы Российской Федерации негативно сказывается на своевременности принятия процессуальных решений и привлечении виновных лиц к ответственности. В связи с чем целесообразно наделить дознавателей пограничных органов полномочиями по расследованию указанных преступлений.
При этом, поскольку речь идет только преступлениях, выявляемых таможенными органами и пограничными органами, законопроект сформулирован таким образом, чтобы в силу положений части пятой статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по уголовным делам рассматриваемой категории сохранялась возможность производства предварительного следствия следователями органа, выявившего преступление.
Принятие законопроекта не приведет к негативным социально-экономическим и финансовым и иным последствиям реализации предлагаемых решений.
Предлагаемые в законопроект изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Расходные обязательства публично-правовых образований, возникшие на основании законопроекта, будут исполняться в пределах соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, и их увеличение не потребуется.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующих виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, виде разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за их нарушение или последствия несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения полномочий таможенных органов Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности по производству дознания"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения полномочий таможенных органов Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности по производству дознания" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет изменений финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения полномочий таможенных органов Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности по производству дознания"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения полномочий таможенных органов Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности по производству дознания" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения полномочий таможенных органов Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности по производству дознания"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения полномочий таможенных органов Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности по производству дознания" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.